Posted 28 января, 07:01
Published 28 января, 07:01
Modified 28 января, 07:03
Updated 28 января, 07:03
Эксперт со ссылкой на данные минтранса за 2023 год рассказала, что в России железнодорожным транспортом было перевезено 1,2 млрд пассажиров, а российские авиакомпании за этот же период перевезли лишь 105 млн человек.
При выборе вида транспорта для путешествия, как правило, туристы руководствуются временными и ценовыми факторами. На длинных дистанциях самолёт часто выигрывает у поезда по этим параметрам, но для путешествий на короткие и средние расстояния перемещение по железной дороге оказывается более выигрышно. С учётом набирающих популярность экотуризма и сельского туризм, путешествий в малые города, сейчас активно развиваются и сопутствующие направления в туристической логистике — железнодорожный и автотуризм.
«Что касается ж/д-путешествий — сейчас это самое экологичное, при этом перспективное направление внутреннего туризма. В России одна из самых развитых инфраструктур железнодорожного транспорта: мы занимаем третье место в мире после США и Китая по протяжённости железнодорожных путей», — говорит она.
По мнению Тархановой, популярность ж/д-туризма необходимо стимулировать не только доступными ценами и разветвленностью маршрутов, но и качеством туристического сервиса. Для привлечения путешественников на ж/д маршруты необходимо внедрять дополнительные опции: приложения и смарт-решения для покупки билетов и получения информации, текстовые и аудио-путеводители в поездах и на станциях, единые «турпакеты», объединяющие поездку на поезде с короткими экскурсиями в точках назначения. Всё это позволит превратить ж/д-путешествие из трансфера в самостоятельный, необычный опыт и повысить привлекательность поездов по сравнению с авиатранспортом.
Что касается автотуризма, то по оценке минэкономики и независимых экспертов, ежегодно по дорогам России передвигаются 22–23 млн путешественников, а их потенциальное число, по оценкам Российского союза туриндустрии, может достигать 42 млн человек.
«Автотуризм в России имеет довольно большой потенциал: у нас хорошо развита дорожная сеть, качество дорог повышается, но само направление автотуризма только начинает развиваться. Пока оно не становится массовым, так как есть „узкие горлышки“. Во-первых, отсутствует единая система аренды автомобилей по всей стране. Во-вторых, недостаточно развита придорожная инфраструктура вдоль, особенно это касается объектов проживания, питания и отдыха, так как прилегающие к трассам территории находятся под ответственностью различных заинтересованных сторон, таких как минтранс, минприроды и так далее», — говорит эксперт.
Также она отметила, что не менее важным фактором является то, что в стране нет единой системы маршрутов. На данный момент туристам доступны только региональные маршруты, составленные местными сообществами.
Вдоль основных региональных дорог, ведущих к туристических аттракторам, необходимо продумывать сеть удобных и безопасных точек для кратковременного отдыха. Важно, чтобы была систематизирована навигация, чтобы она была понятной и визуально привлекательной; параллельно необходимо развивать цифровые сервисы. В частности, можно разработать интерактивную карту по региону: платформу, объединяющую всю информацию по маршрутах, достопримечательностях и сервисах, необходимых туристам.
В такую платформу могут быть встроены и дополнительные функции, например, система оповещения о ЧС на маршрутах. Такая работа по систематизации туристических сервисов повысит и привлекательность региона для путешественников, и эффективность управления туристическим сектором.