Posted 8 февраля, 07:37

Published 8 февраля, 07:37

Modified 12 февраля, 08:44

Updated 12 февраля, 08:44

Почему падает доверие россиян к телевидению

8 февраля 2024, 07:37
Если верить результатам декабрьских опросов ВЦИОМ, телевидение, когда-то являвшееся главным источником новостей для россиян, сегодня теряет свои позиции. Что подрывает доверие телезрителей — разбиралась редакция Inkazan.

Профессионалы в соцсетях

Пятилетний период с 2018 года оказался знаковым в части изменения предпочтений российских граждан в получении информации. Хотя четверо из десяти россиян, или 40%, по-прежнему указывают на телевидение как на основной источник новостей, это число снизилось с 53% за прошедшие пять лет. Противостояние интернет-ресурсам, в частности социальным сетям и видеохостингам, становится все более заметным.

Роман Баканов, российский журналист, телевизионный критик, доцент кафедры национальных и глобальных медиа Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ прокомментировал эту тенденцию.

«Во-первых, это удобство восприятия, то есть нам не нужно больше ждать определенного времени для просмотра программы новостей. Во-вторых, в социальных сетях информация подается в очень коротком формате, то есть самое основное, больше нет необходимости из 30-минутной передачи выделять только то, что тебе нужно. В-третьих, это профессионализация альтернативных медиа — в социальные сети и мессенджеры пришли журналисты, которые по каким-то причинам оказались не нужны телевидению», — считает он.

По его словам, весь свой профессионализм, который специалисты могли использовать на телевидении, применяется в собственных медиа, что также немаловажно.

На первом месте удобство

Бумажная пресса и радио практически исчезли из круга основных каналов информирования россиян. Изменения в медиапотреблении имеют ярко выраженную возрастную специфику. Так, поклонники телевидения в основном находятся среди россиян старше 45 лет, в то время как молодежь отдаёт предпочтение глобальной сети, при этом соцсети и мессенджеры занимают ведущие позиции.

Это может быть связано не только с развитием технологий, но и с потребностью в персонализированной информации. Однако Баканов все же говорит о том, что на данный момент телевидение остается основным каналом передачи информации в нашей стране.

«Раньше всегда смотрела новости по обычным телевизионным каналам, недавно же купила телевизор с выходом в интернет, каналы по кабельному мне больше не нужны», — сообщила нам 43-летняя жительница Казани Альбина.

Фейки против доверия

Говоря о снижении доверия к телевидению, важно учитывать тот факт, что соцсети подорвали к себе доверие, распространением ложной информации. Этот факт отмечает телеведущая, президент Региональной общественной организации «Союз экспертов» Татарстана Курбанова Альбина:

«Я считаю, что доверие к новостям по телевидению выше, потому что в социальных сетях распространяется большое количество „фейковых“ информации и видео, и, чтобы население смогло отличить правду от лжи, телевизионные сюжеты прямо говорят о том, что нельзя доверять информации в социальных медиа. Именно поэтому, по моему мнению, люди больше доверяют телевидению», — сказала она.

По данным того же ВЦИОМ, основную аудиторию мессенджеров и соцсетей в России составляют лица до 35 лет. Они же реже всего прибегают к телевидению, чтобы узнать последние события в мире и внутри страны — всего около 10% опрошенных в данной возрастной категории заявили, что в основном узнают новости из телевидения

«Я думаю, что телевидение транслирует лишь одно мнение, умалчивает некоторую информацию, поэтому я предпочитаю узнавать новости в Telegram-каналах, — сообщил нам 22-летний казанец Михаил.

Подобные мессенджеры демонстрируют троекратный рост аудитории за последние два года. Это может свидетельствовать о стремлении россиян получать информацию в более непосредственной и персонализированной форме, что может быть одной из причин снижения интереса к традиционным телевизионным каналам.

«Персонализации на телевидении сейчас практически нет, а в тех же социальных сетях есть. Ведь людям интересны не абстракции, а конкретные имена, которые есть в альтернативных источниках новостей. Сегодня больший интерес вызывает не столько творческий почерк, сколько взгляд и этих взглядов в социальных медиа сейчас больше», — считает Баканов.

Сам себе режиссер

Однако работники местного регионального телевидения не согласны с тем, что доверие к телевидению снижается. Так, к примеру ведущая программы «Город» на телеканале «Эфир» Ольга Лаврова считает, что такое мнение сложилось из-за людей, которые не смотрят федеральные каналы, считая, что там идет жесткая пропаганда, и молодежи, которая в принципе зависима от социальных сетей и, соответственно, полностью «ушла» в интернет, получая оттуда зачастую не проверенные «быстрые новости».

«Само собой есть уважаемые интернет-издания, которые перешли в новый формат, чтобы быть ближе к читателям, но в большинстве своем социальные сети — это „мутная вода“, так как сегодня любой человек, держа в руке смартфон, может стать медиа, то есть создать Youtube-канал, Telegram-канал и публиковать все что угодно в угоду зрителю, чаще всего совсем не проверяя информацию», — сообщила она.

Данное явление имеет научное название — гражданская журналистика и возникала она тогда, когда у большинства населения людей появился доступ к цифровым технологиям и интернету. Эти так называемые альтернативные медиа часто наполняют интернет-пространство различным контентом, благодаря легкому процессу публикации и широкой аудитории.

Решение каждый должен принять сам

«На телевидении другой подход к подаче новостей. Имея официальную лицензию на вещание, телеканал отвечает за достоверность. Прежде чем выдать информацию в эфир, журналисты проверяют ее в нескольких источниках. Таким образом, зритель или читатель должен сам решить кому больше доверяет — телевидению или интернет-ресурсу» — добавила Лаврова.

Снижение доверия россиян к телевизионным новостям отражает изменения в предпочтениях в потреблении информации. Влияние технологий, удобство восприятия, короткий формат социальных сетей, а также профессионализация альтернативных медиа создают сдвиг в интересах зрителей.

Молодежь активно выбирает интернет-ресурсы, в то время как поклонники телевидения в основном принадлежат старшему поколению. Развитие технологий и повышение требований к персонализированной информации будут оказывать давление на традиционные телевизионные каналы передачи информации.

Адель Гилазов

"