В 2019 году в Париже прошел первый в мире показ с виртуальными моделями-аватарами. Короткие ролики с 3D-манекенщицами показали на экранах, установленных на фасаде бара. В 2020-м прошел виртуальный показ на «невидимых моделях» от бренда одежды Hanifa. В том же году впервые в истории Неделя высокой моды, а затем и Неделя мужской моды в Париже из-за пандемии коронавируса прошла в онлайн-формате. Принять такие меры в тех условиях было необходимо, но есть ли риск, что временное станет постоянным?
«Многие дизайнеры период пандемии стали экспериментировать с цифровой модой из-за невозможности работать с реальными клиентами, а бренды — из-за отмены Недели моды. Тогда это было действительно удобным решением. Но могут ли заменить аватары реальных людей, а виртуальные показы — реальные? Пока мы не поражены очередной эпидемией, конечно же, нет», — говорит исследователь моды Натали де Шан.
Эксперт отмечает: на протяжении жизни человечества появляются новшества, обусловленные технологическим прорывом, и люди всегда задумываются о том, сможет ли это «новое» поглотить старое. Так, думали, что фотография заменит иллюстрацию, а фильмы — театральные постановки, из-за распространения компьютеров люди перестанут печатать книги.
«Но всему есть свое место, все сосуществует единовременно. Виртуальные показы будут еще одним инструментом маркетинга. Но заменить реальные объекты — моделей с неподдельными эмоциями и живой энергетикой, одежду, которую можно потрогать и почувствовать тактильно — вряд ли», — считает де Шан.
В том, что диджитал-показы являются лишь частью маркетинговой стратегии, уверена и тренд-аналитик, эксперт по психологии потребления Елена Алакшина.
«При этом раз на раз не приходится. Если мы вспомним шоу 2022-го в Metaverse, то для истинных любителей моды оно был неудачным и имело обратный эффект — модели, как персонажи из игр 2000-х, плохо прорисованная одежда», — говорит эксперт.
Возможным преимуществом цифровых моделей перед настоящими может стать их бОльшая доступность, считает Алакшина.
«Представьте, вы хотите Синди [Кроуфорд] или Наоми [Кэмпбелл], а они уже заняты. Тут на помощь приходит цифровой аватар. Но тогда появляются юридические и морально-этические моменты использования ИИ, которые необходимо соблюсти. Должно быть как минимум согласие модели. Пока ни законодательство, ни прочие важные аспекты в этой сфере не проработаны», — подчеркивает эксперт.
Руководитель отдела инноваций i.com Полина Кузнецова считает, что в сфере моды нейросети, 3D-аватары открывают новые возможности для дизайнеров экспериментировать с формами и материалами, которые не применимы для обычных людей — нестабильные материалы, нефункциональные формы.
«Виртуальный мир способен воплотить любую фантазию, которую иногда трудно реализовать в реальной жизни. Это экономичнее, интерактивнее, экологичнее. Но возникает вопрос: а для кого такая мода?» — говорит Кузнецова.
Цифровая мода ближе, чем кажется. Недавно у россиян появилась возможность поработать с нейросетью-стилистом. Искусственный интеллект умеет подбирать вещи к предмету вашего гардероба, формировать образы и искать товар в магазинах по фото.
Сооснователь проекта Кирилл Сидорчук сказал, что со временем сервис сможет «полноценно конкурировать с живым стилистом» и «люди начнут отдавать предпочтение рекомендациям искусственного интеллекта». Но по мнению Алакшиной, нейросеть может стать лишь дополнительным инструментом при решении простых гардеробных задач.
«Заменить человека ни этот, ни другой ИИ не сможет, потому что то, как работает мозг homo sapience, пока не под силу воспроизвести ни одному боту», — подчеркивает эксперт.
Натали де Шан напоминает: главная задача хорошего стилиста — не только подобрать комплекты, но и учесть глубинные запросы клиента, выбрать качественный материал, сделать так, чтобы одежда хорошо сидела на фигуре, а человек чувствовал себя в ней комфортно.
«В вопросах подбора одежды много психологии и чувственной сферы, не уверена, что нейросети заменят живых стилистов. Скорее всего, это будет хорошее дополнение к работе над гардеробом», — говорит исследователь моды.
Еще в 2015 году в магазинах США появились «умные зеркала». Они сканируют тело человека и «надевают» на него одежду. По словам дизайнера виртуальной моды и разработчика таких зеркал Александра, цифровая примерка уже активно используется по всему миру в различных кейсах, в том числе и как пиар компания: Couch x 010, Snapchat x Disney, Texel x Сбер.
«Сама эта механика не подразумевает создание портрета или чего-то в этом духе, все работает в режиме реального времени через трекинг лица, тела и изменения положения трекеров — губ, глаз, рук, ног и т. д.», — объясняет эксперт.
Сегодня из-за своей стоимости тема цифровых зеркал актуальна только у крупных брендов, для маленьких компаний это опасность потерять деньги.
«По поводу России — все достаточно сложно: мало брендов готовы рискнуть и внедрить это в свой маркетинг — неподготовленность аудитории, дороговизна, малая аудитория. Но у Befree был подобный опыт. Их можно назвать передовиками в этом вопросе», — говорит Александр.
По словам Алакшиной, концепция цифровой моды, проявившая себя в середине 2010-х, остается концепцией. Но у нее есть шанс — количество потребителей моды, которые с малых лет живут со смартфонами в руках, ежедневно играют в компьютерные игры и покупают цифровую одежду своим аватарам, увеличивается с каждым днем. Сохранится ли эта тенденция или мы вернемся к традиционным форматам — время покажет.