Posted 26 февраля, 04:00

Published 26 февраля, 04:00

Modified 26 февраля, 06:11

Updated 26 февраля, 06:11

ГДЗ — панацея для ленивых или бич образования

ГДЗ — панацея для ленивых или бич образования

26 февраля 2024, 04:00
Фото: 1MI
Готовые домашние задания (ГДЗ) — наркотик для школьников: стоит один раз попробовать, и больше не можешь отказаться. Минпросвещения бьет тревогу не первый год, но все безуспешно. Чем обернется списывание для школьников и можно ли запретить сборники готовых заданий — в материале Inkazan.

Когда появились ГДЗ

В эпоху цифровых технологий, когда даже наши домашние питомцы имеют свои аккаунты в социальных сетях, не удивительно, что школьники нашли способ облегчить себе жизнь. Сайты с ГДЗ начали пользоваться спросом с расцветом интернета в 2010-х годах, но первые, печатные решебники появились еще в 90-х годах прошлого столетия.

Эти увесистые тома, содержащие решения всех задач и упражнений из школьных учебников, назывались «учебно-методическими рекомендациями» и печатались исключительно для учителей. Однако вместо того, чтобы облегчить жизнь педагогам, они принесли им немало хлопот.

Ученики быстро смекнули, что в этих книжках можно найти готовые ответы на все домашние задания, — и понеслось… Бесценные книги продавались втридорога и торжественно передавались младшему поколению, словно семейные реликвии. Они позволяли школьникам выполнять домашние задания за считанные минуты, не прибегая к помощи товарища-отличника.

ГДЗ пустили корни из-за того, что в большинстве российских школ учатся по одним и тем же учебникам, соответственно, «домашку» задают часто одну и ту же. Зарабатывают такие сайты на контекстной и таргетированной рекламе. Некоторые сервисы пытаются перейти на модель подписки, но вряд ли такая схема станет золотой жилой, школьники — народ небогатый.

Битва за будущее образования

В 2021 году во время обсуждения предложений по совершенствованию системы образования в Общественной палате России Алексей Гусев, ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации, поднял наболевшую проблему.

«Это бич современной системы образования, который бьёт по качеству образования сильнее, чем какие-то другие механизмы. Одни дети бездумно списывают готовые задания, а у детей, которые стараются выполнять их самостоятельно, оказываются ошибки. Это неправильно, поэтому хочу заострить эту тему перед министерством просвещения и попросить жёстко ограничить продвижение готовых домашних заданий», — отметил эксперт.

Глава минпросвещения России Сергей Кравцов поддержал инициативу Гусева, назвав изготовление сборников ГДЗ бизнесом, который нельзя делать на детях. По словам министра, постоянное использование таких ресурсов препятствует закреплению навыков, получаемых в школе, и в долгосрочной перспективе это может привести к катастрофическому падению уровня знаний.

В 2016-м Роскомнадзор решил взяться за ГДЗ. Три сайта — zoobrilka.com, gdz-free.com и bookgdz.ru — заблокировали. Но сделано это было не по просьбе обеспокоенных родителей, а по требованию правообладателей. Инициатором выступило издательство «Экзамен», которое выпускает решебник в бумажном виде: если школьник хочет списывать, то пусть делает это с книги, как в старые добрые доинтернетовские времена.

Преподаватель кафедры юридических и социально-гуманитарных дисциплин университета «Синергия», владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры» Антон Палюлин объяснил Inkazan, что Роскомнадзор вправе осуществить блокировку сайта по закрытому перечню оснований, содержащемуся в ст. 15.1-15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Это информация террористической, экстремистской, порнографической направленности; продвижение наркотиков и азартных игр; незаконный оборот алкоголя и лекарств; информация о суициде, о несовершеннолетнем потерпевшем; сведения о способах финансирования противника и дискредитация вооруженных сил РФ; клевета; нарушение авторских прав; предложение приобрести поддельные документы; информация о способах незаконного финансирования религиозных организаций.

«Таким образом, блокировать сайты с ГДЗ возможно по основанию нарушения авторских прав на задачи. Публикация ответов без воспроизведения текстов самих задач или вопросов позволяет сайтам с ГДЗ обойти момент нарушения авторских прав», — сказал Палюлин.

Inkazan также направил запрос в министерство просвещения России с вопросом, как на сегодняшний день ведется борьба с подобными сайтами. На момент публикации ответа не поступило.

ГДЗ в цифрах

В 2021 году онлайн-школа Skysmart провела опрос среди 1,5 тысячи российский школьников. Выяснилось, что 6% респондентов пользуются ГДЗ на постоянной основе, 10% — более 30 раз за четверть, 18% — от 10 до 30 раз за такой же период времени. Не пользуются решебниками только 7% опрошенных.

По данным статистики, приведенной Михаилом Митиным в книге «Заметки директора школы», выпущенной издательством «АСТ» в 2023 году, за 2020-2021 учебный год запрос «ГДЗ» вводился в поисковики более 700 миллионов раз. Что имеем на сегодняшний день? Согласно данным сервиса «Яндекс Вордстат», только в период с 20 января по 20 февраля «ГДЗ» вбивали в поисковую строку 93,9 млн раз.

При этом на 6 месте по популярности находится формулировка «ГДЗ 2 класс» — 17,6 млн запросов — и только потом «ГДЗ по русскому/математике» и другие классы. Видимо, школьники — а, может, их папы и мамы — уже со 2 класса поняли, что самостоятельное выполнение домашних заданий — трата времени.

Учитель и руководитель онлайн-школы Юлия Нефёдова считает, что ГДЗ влияют на успеваемость школьников. По ее мнению, ученики, которые дома пользуются такими сайтами, в классе не всегда могут выполнить задания без ошибок. Однако Нефёдова отмечает: ГДЗ могут быть полезны для родителей, которые хотят проверить сделанное ребенком домашнее задание.

«Согласитесь, не каждый родитель прекрасно разбирается в профильной математике. В таком случае на помощь приходят ГДЗ», — отмечает Нефёдова в разговоре с Inkazan.

По словам учителя русского языка и литературы Алины Ильясовой, для любого более-менее вникающего в качество выполненного домашнего задания учителя не составит труда заметить списывание. «Ловить» на этом учеников в последнее время приходится часто, говорит она.

«Должен ли учитель наказать за списывание с ГДЗ? Уверена, да. Иначе ребенок системно превращает себя в бездумно копирующего, безынициативного человека. Другое дело, что слабому ученику надо давать посильное домашнее задание, чтобы не было соблазна списывать, чтобы хоть как-то дотягивать до высоко поставленной планки», — отмечает Ильясова.

По ее мнению, злоупотребление решебниками отчасти связано с перегруженностью домашними заданиями, но в большинстве случаев — с ленью и большим соблазном.

«Готовые решения слишком доступны, а контроль и помощь родителей редки. Я пытаюсь бороться с этим, давая интересные, нестандартные задания, которые не только позволяют научиться не шаблонно мыслить, но и воспитывают любовь к предмету», — говорит учитель.

По словам Ильясовой, проблема была и будет всегда, остается только одно -контролировать и помогать, тем более, что новые федеральные стандарты дают маневрировать с дифференцированием домашнего задания.

"