Posted 29 февраля, 15:33
Published 29 февраля, 15:33
Modified 29 февраля, 15:35
Updated 29 февраля, 15:35
По данным минфина, по итогам 2023-го долг российских регионов составил 3,192 трлн рублей. На бюджетные кредиты пришлась большая часть региональной задолженности.
«Надо снизить долговую нагрузку субъектов Российской Федерации. Считаю необходимым списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам», — сказал Путин.
По словам президента это поможет регионам сохранить у себя каждый год по 200 млрд рублей, но средства нужно будет направлять на поддержку инвестиций и инфраструктурных проектов, отметил он.
Татарстан давно пытается погасить свои кредиты перед федеральным бюджетом. Но пока что ситуация больше похожа на историю с микрозаймами, когда каждый год долги только возрастают.
В 2021 году минфин России и власти региона даже составили план, по которому республика должна была отдать 73 млрд рублей за 10 лет. Общая сумма долга тогда составляла 98,2 млрд рублей, и федеральные власти требовали их все настойчивее.
В прошлом году госдолг республики составлял 105,3 млрд рублей. Тогда Татарстан занимал пятое место среди российских субъектов по размеру госдолга. Самыми большими должниками была Московская область, Москва, Нижегородская область, Краснодарский край и Свердловская область. В то же время по объему бюджетных кредитов Татарстан занимал первое место.
По данным на 1 января 2024 года, госдолг Татарстана составил 120 млрд рублей. Из них 116 млрд — бюджетные кредиты.
По словам татарстанского политолога Владимира Беляева, многомиллиардный долг у республики перед федеральным бюджетом стал формироваться с Тысячелетия Казани. Далее была Универсиада. Она обошлась Казани в 228 млрд рублей, из которых 63,5 млрд были взяли взаймы у федерального бюджета.
«Наш регион, который мы считаем донором, на самом деле, возможно, был и реципиентом. Если пересчитать все вложения и то, что мы отдаем в качестве налогов. Это были реальные долги. Москва постоянно отстегивала Татарстану неплохие деньги. Это был не подарок, это был займ», — заявил он в разговоре с корреспондентом Inkazan.
Республика брала кредиты и на другие проекты, в том числе на проведение чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году. Также средства привлекались на покрытие бюджетного дефицита.
Ведущий научный сотрудник Лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН Сергей Гатауллин заявил Inkazan, что определение силы и направленности бюджетного импульса является одной из дилемм государственного управления. В случае с бизнесом все в целом понятно — проекты недостаточной экономической эффективности банально банкротятся, а вот как перераспределять доходы между регионами с разным экономическим потенциалом в составе единого государства, остается вопросом открытым.
При этом эксперт отметил, что не следует забывать, что почти три четверти российских регионов являются дотационными. Поэтому после многократного выражения минфином обеспокоенности ростом долговой нагрузки регионов в части бюджетных кредитов с приближением к пограничному объему госдолга, решение о снижении долговой нагрузки субъектов принято на высшем уровне.
«Эта мера действительно позволит увеличить инфраструктурные инвестиции регионов. В целом послание президента в очередной раз вселило уверенность в стабильности высшей государственной власти в нашей стране», — заявил он.
Доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Ольга Борисова также напомнила Inkazan, что согласно данным Центробанка, за 12 месяцев 2023 года долги регионов увеличились на 14% и на конец года составили 3,2 трлн рублей.
По словам эксперта, еще в 2021 году в стране утвердили действующее постановление правительства, которое позволяет списывать долги регионам.
«Ранее регионы могли рассчитывать только на списание части долгов в размере „фактического поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов“. Предлагаемая президентом мера позволит сократить долговую нагрузку на региональные бюджеты, даст возможность местным органам власти перейти к реализации новых проектов, отмеченных в послании», — считает эксперт.
Однако политолог Павел Салин, комментируя эту инициативу Inkazan, заявил, что пока заявление — это общие слова. Вопрос стоит в том, какой будет конкретика.
«Это списание может быть обусловлено какими-то дополнительными моментами, а может быть и нет. Нужно видеть конкретные поручения президента правительству, а также итоговый документ. Я сомневаюсь, что регионам возьмут и просто так спишут 2\3 задолжности. Будут какие-то дополнительные условия», — считает он.
Экономист и руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов также заявил, что прощение регионам госдолга — это положительный фактор, но, в отличие от Беляева, он считает, что Татарстан, являясь регионом-донором и так переплачивает федеральному бюджету.
Вложить неожиданно полученные средства эксперт предлагает в образование и науку. По его мнению, сейчас эти сферы находятся на той стадии, когда новые технологии помогут совершать научные прорывы, а все разработки можно будет применить в жизни. Также Галямов бы рекомендовал продолжать развивать технический прогресс, чтобы не быть зависимыми от Китая. Третий аспект — социально-бюджетная сфера.
«Списанный госдолг может потратить как на нужды правящей элиты, так и на то, что они наконец наймут дворников и технику, которая уберет с улиц снег, а летом будут следить, чтобы город не заливало дождями. В республике очень много нужд на которые средства можно потратить», — считает Беляев.
Депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Александр Комисаров в разговоре с корреспондентом Inkazan также отметил, что нежданные средства лучше всего направить на социальные расходы.
«У нас когда Радик Рауфович [Гайзатуллин, министр экономики Татарстана — Inkazan] выступает и говорит о снижении госдолга, после всегда речь идет о социальных аспектах. Очевидно, что освобождение от госдолга высвободит определенную часть из принятого бюджета, но сейчас ведь появятся новые программы, тот же ремонт детсадов, на что республика будет тратиться», — заявил он.
Также депутат добавил, что республиканский бюджет — это гибкая вещь, его неоднократно пересматривают в течение года.
«Когда есть деньги, и есть что перебрасывать, это лучше, чем когда перебрасывать нечего. Стоит вопрос — куда, но его мы рассмотрим», — резюмировал он.