Posted 5 марта, 10:36

Published 5 марта, 10:36

Modified 5 марта, 10:40

Updated 5 марта, 10:40

Как устроен бизнес на воде

Как устроен бизнес на воде

5 марта 2024, 10:36
Фото: Изображение Midjourney
Производство бутилированной воды — распространенный бизнес, разнообразие выбора в магазинах тому подтверждение. Ароматизированная, без вкуса, газированная, дистиллированная, очищенная, артезианская — бери, какую хочешь. За что на самом деле мы платим, когда покупаем воду — в материале.

Качество питьевой воды в Татарстане

В 1 полугодии 2023 года в Татарстане было исследовано 21,4 тысячи проб питьевой воды на санитарно-химические, микробиологические, паразитологические и радиологические показатели. Несоответствие гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 8,8%, по микробиологическим показателям — 1,5%.

Руководитель татарстанского Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Михаил Застела сообщил, что Казань использует два водозабора — Волжский и Артезианский. Вода из реки считается «нормальной», содержание солей — около 4 грамм на литр, имеется темный оттенок и запах хлора, однако его можно легко удалить, оставив воду на открытом воздухе на некоторое время.

А к артезианской вопросов больше — после увеличения потребления воды из скважин вдвое, ее начинают брать с верхних горизонтов, где содержание вредных веществ может быть повышенным.

По словам Застелы, несколько десятилетий назад лучшая вода поступала из источника возле Дербышек. Но после анализа выяснилось, что концентрация солей в ней достигала 27 грамм на литр — это неприемлемый показатель. Там, где содержание солей высокое, наблюдается рост случаев заболеваний желчного пузыря и щитовидной железы.

В центре Казани и районе «Горки» уровень соли в воде составляет около 7-8 грамм на литр.

«Это не та соль, которую мы в суп кладем, это те добавки, про которые пишут на упаковках, когда мы покупаем натуральную воду», — объяснил эксперт.

Самая качественная вода, по его словам, поступает в Вахитовский район Казани, а самая тяжелая — в районе Дербышек.

За что платим?

Проще говоря, пить воду из-под крана — не вариант. В связи с этим казанцы все чаще пользуются фильтрами или аквавендинговыми аппаратами, заказывают воду на дом.

Консалтинговая компания Neo Analytics провела исследование рынка упакованной воды в России и оценила его объем почти в 450 миллиардов рублей, в сумму вошло как производство, так и импорт. За последние семь лет этот рынок вырос вдвое. Рост объясняется обелением отрасли, инфляцией, а также износом водопроводной сети в стране.

В России существует около 2 тысяч производителей бутилированной воды. Большая часть рынка поделена между 20 компаниями. Лидером является IDS «Боржоми», которая также производит «Святой источник». Уход западных брендов дал российским игрокам возможность расширить рынок сбыта. Так, за последний год IDS «Боржоми» увеличила выручку на 19%.

На втором месте по объемам продаж находится «Холдинг Аква», которая производит «Нарзан» и «Ессентуки». У этой компании выручка выросла на 72%. Третий по популярности производитель — «Аквалайф» с брендом «Черноголовка» — плюс 129% к обороту.

Гендиректор компании «Холдинг Аква» Святослав Вильк утверждает, что норма прибыли для отрасли составляет около 15-20% для компаний, специализирующихся на лечебной и лечебно-столовой воде, и около 8-12% для компаний, специализирующихся на питьевой воде. По словам эксперта, инвестиции в сегменте лечебной и лечебно-столовой воды приводят к большему доходу, чем инвестиции в питьевую воду. Объясняет это психология людей — они не готовы платить 100 рублей за обычную воду.

Распространено мнение, что стоимость воды зависит от издержек на бутылку, крышку и этикетку. Но это далеко не так. Фактически в процессе производства включается целый спектр расходов: амортизация оборудования для розлива воды, оплата труда сотрудников, лабораторные исследования качества продукта и источников. От 30 до 40% цены занимает логистика, маркетинг еще от 10 до 30%.

Игроки рынка называют бутилированную воду в России одной из самых зарегулированных отраслей. На неё распространяется действие законов и нормативных актов из самых разных сфер — пищевой промышленности, перерабатывающей, недропользования, экологии и других.

Максим Новиков, президент Союза производителей соков, воды и напитков, отметил, что бутилированная вода в России считается одной из отраслей с самым строгим регулированием — на неё распространяется действие законов и нормативных актов из различных сфер, таких как пищевая промышленность, переработка ресурсов, охрана природы и другие. Новиков также упомянул о количестве ведомств, с которыми приходится взаимодействовать: Роснедра, Роспатент, Роспотребнадзор, минсельхоз и минпромторг. Он отметил, что отрасль не имеет единого органа управления, что приводит к неэффективности функционирования системы.

Сложности создает и скорость, с которой меняются законы. Игроки рынка признаются: успевать за ними иногда бывает непросто. Например, с этого года утилизацией упаковки должен заниматься, ее производитель, а не производитель товара, как раньше. Если это сделать не получается — придется уплатить экосбор.

В Торгово-промышленной палате России говорят: одной из основных целей их работы с сектором бутилированной воды является минимизация негативного влияния изменений в законодательстве на участников рынка. Для достижения этой цели необходимо вести конструктивный диалог и обеспечить взаимопонимание как внутри отрасли, так и между предпринимателями и государством.

"