Posted 7 марта, 03:52
Published 7 марта, 03:52
Modified 7 марта, 03:52
Updated 7 марта, 03:52
Платная скоростная дорога М-12 «Москва-Казань» работает чуть больше двух месяцев, но никто до сих пор не может понять, сколько должен стоить проезд по ней. Вложения в проект были колоссальными. Платная дорога обошлась стране в 900 млрд рублей. Один ее километр стоит чуть больше миллиарда. Теперь эту сумму нужно как-то «отбивать».
В середине февраля президент России Владимир Путин поручил правительству вновь пересмотреть тарифы на проезд и сделать их «оптимальными». Просчитать их кабмин и госкомпания «Автодор» должны в течение месяца — до 15 марта, или, проще говоря, до выборов. Ответственными назначены премьер-министр правительства Михаил Мишустин и предправления «Автодора» Вячеслав Петушенко.
В прошлый раз Путин вмешался в регулирование стоимости проезда незадолго до открытия М-12. Тогда во время прямой линии москвич Сергей Гвоздев-Карелин пожаловался, что стоимость поездки по новой магистрали будет очень дорогой.
«Тариф на недавно открытом участке данной трассы для легкового автомобиля составляет сейчас в среднем 7 рублей за километр. А стоимость проезда Москва — Казань ожидаемая, около 6 тысяч рублей, что для большинства автомобилистов, конечно же, весьма дорого» — обратился он к президенту.
Путин удивился этому, заявив, что не знает, откуда такая цифра, и что ему обещали сделать стоимость проезда в пределах 4,5 тысячи рублей. В тот же день «Автодор» озвучил свои цифры, которые оказались зафиксированы именно в этой парадигме. Поездка из Москвы в Казань по М-12 стоит 4 481 рубль.
При этом госкомпания отрицала, что снизила стоимость после указания президента, якобы такие тарифы планировались с самого начала. Сегодня стоимость километра трассы М-12 «Восток» составляет 6,17 рубля.
Редакция Inkazan направила запрос в пресс-службу «Автодора», чтобы узнать, принято ли очередное решение о смене тарифа. Как только ответ поступит в наше распоряжение, мы его опубликуем.
«Надеюсь, что тарифы хоть чуть-чуть уменьшат для того, чтобы трасса зажила, чтобы люди поняли, что это эффективно, хорошо и здорово за небольшим исключением в виде инфраструктуры. Та цена, которая сейчас стоит до Казани, — она никому не комфортна», — заявил в разговоре с корреспондентом Inkazan главный редактор автомобильного портала Quto.ru Максим Ракитин.
По его мнению, сейчас вопрос в том, сколько это снижение цены продлится. Будет ли оно постоянным или его примут на летний сезон, а потом из-за инфляции или еще чего-то еще повысят цену, доведя ее до сегодняшнего уровня.
«Автомобилистов не устраивает не только цена дороги до Казани, сколько стоимость каких-то непонятных участков, когда она неожиданно доходит до 12 рублей. С чего это вдруг?» — задается вопросом Ракитин.
По его мнению, оптимальная средняя цена это та, при которой люди могут дорогой пользоваться. Для кого-то 6 рублей — это нормально, а кому-то много даже 4 рубля. Поэтому главное ответить себе на вопрос: для кого эту дорогу построили?
«Дорога пойдет и дальше, но для чего она? Чтобы с людей деньги какие-то взять? Или чтобы развивать инфраструктуру? Если второе, то цена должна устраивать всех: и человека, который едет на дачу, и человека, который едет в Казань», — считает он.
По мнению Ракитина, сказать, что дорога «зажила», можно будет лишь тогда, когда по ней будет проезжать примерно столько же машин, сколько проезжает по бесплатной трассе М-7.
«В качестве примера можно привести М-4, особенно в сезон. По бесплатному дублеру едет очень мало машин, все едут на М-4. Когда трафик будет примерно таким, то станет понятно, что дорога успешна», — говорит спикер.
По данным на конец февраля, по трассе М-12 «Москва — Казань» проехали уже более 4 миллионов раз. По словам Ракитина, этого мало.
«Сейчас, учитывая, что нормальной дороги в Казань нет, там ехать просто невозможно, такие участки встречаются, что даже на танке страшно ехать. Но люди все равно выбирают бесплатную часть, потому что на платной дорого», — считает Ракитин.
Согласно опросу, проведенному Национальнальным автомобильным союзом летом 2023 года, большая часть российских водителей в целом против платных дорог. Так, 58% автовладельцев не поддержали создание платных трасс, 37% респондентов высказались за их появление, а 5% водителей затруднились с ответом.
По мнению Петра Щербаченко, доцента Финансового университета при правительстве РФ, предложенные тарифы на проезд по трассе М-12 «Восток» кажутся довольно высокими, особенно для грузовых автомобилей.
«На мой взгляд, такие тарифы могут повысить цены на товары фермеров из Владимирской, Нижегородской области, республики Чувашия и Татарстан», — заявил он Inkazan.
Также Щербаченко отметил, что стоимость проезда по платным трассам может стать значительным фактором, ограничивающим доступность автомобильного туризма для некоторых людей.
Юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем считает, что пересчет тарифа — очевидно предвыборный шаг. Если его пересмотрят до выборов, как говорится в постановлении, то тариф сделают ниже.
«Условно говоря, они скинут 500 рублей, больше они тоже не могут, но после выборов, какого-нибудь 1 апреля вновь будет повышение, я просто в этом уверен», — заявил он Inkazan.
Однако, по мнению эксперта, на потоке это никак не отразится: кто раньше пользовался дорогой, тот и продолжит это делать, кто не ездил, тех устраивает и трасса М-7.
«Если решение будет приниматься после выборов, и тариф сделают выше, то это отразится на всех нас. Сейчас по трассе везут продукты в какой-то магазин, водитель платит за проезд, соответственно, себестоимость увеличивается. А мы с вами, как конечные потребители, это оплатим», — заявил он.
Эксперт также прокомментировал сравнительно невысокий трафик. По его мнению, доехать от Москвы до Казани за 6,5 часов нельзя просто физически, даже если не останавливаясь ехать со скоростью 110 километров в час. Поэтому многие для поездки продолжат выбирать поезда и самолеты, где цена на билеты примерно такая же.
Российское правительство планирует продлить трассу М-12 «Восток» до Тюмени. Дорога должна стать основным скоростным маршрутом от Санкт-Петербурга до Владивостока протяженностью 12 тысяч километров. Произойдет это, по прогнозам, в 2025 году.
Возможно, к этому времени стоимость поездки из Москвы в Казани «устаканится» и будет устраивать всех. Но пока что, очевидно, водители готовы рисковать своими подвесками, лишь бы не платить за 8 часов в пути больше, чем за авиабилет.