Posted 7 марта, 11:14
Published 7 марта, 11:14
Modified 7 марта, 11:18
Updated 7 марта, 11:18
После того, как эмоции от этого грандиозного мероприятия улеглись, пришло время осмыслить, что же именно происходило в эти дни в Казани и почему эти соревнования можно считать прорывом в совершенно другую реальность. Inkazan поговорил с экспертами о новых трендах, которые отчетливо выявили «Игры будущего».
Организаторам соревнований есть чем гордиться. Впервые в столице Татарстана прошел совершенно уникальный спортивный праздник, придуманный и разработанный в России, и получился он зрелищем, которое запомнят и зрители, и участники. Свыше 2 тысяч человек из 107 стран приняли участие в Играх по 21 дисциплине. В онлайне и оффлайне было собрано 3 миллиарда просмотров, а билеты на финал «Доты» были раскуплены за 5 минут.
Пожалуй, такого успеха никто не ожидал. Еще за год до старта соревнований, по опросам Высшей школы экономики, новые Игры были готовы поддержать только 50% опрошенных студентов. Тем не менее, и власти, и крупнейшие российские компании не побоялись серьезно вложиться в мероприятие.
Опрошенные эксперты подчеркивали тот факт, что крупный бизнес не побоялся вложиться притом, что было понятно, что в самое ближайшее время, окупиться эти вложения не смогут. Тем не менее, в России начинает формироваться некий пул компаний, готовых поддерживать проекты, которые формируют принципиально иную реальность. Традиционно проекты такого рода у нас поддерживают ВК, Yota, как всегда в авангарде всего нового Сбер, не пропускает грандиозных событий и Газрпром, серьезную поддержку оказали компании, входящие в экосистему «Интерроса» Рекфсофт, Атомайз, Роза Хутор. Эксперты сошлись на том, что российский бизнес чутко улавливает тренды и готов вкладываться в смелые проекты.
Чем же «Игры будущего» стали такими привлекательными?
Семён Михайлов, вице-президент федерации фиджитал спорта Челябинской области, так описывает фиджитал:
— Само министерство спорта и политика государства направлена на то, чтобы гармонизировать цифровые виды спорта и физическую активность. Раньше был киберспорт, но не было физической активности. А фиджитал — это и то, и другое. Гармония должна быть, чтобы они не просто сидели и когнитивно развивали свой мозг, а и физически были активны. Есть такие научные статьи, что активные люди более успешны.
Компьютерные игры долгое время проходили в России под «шапкой-невидимкой». С одной стороны, наша страна на международных соревнованиях по соревновательным играм выставляла самые сильные команды, там они были чемпионами. Количество смотрящих вполне сопоставимо с чемпионатами мира по футболу — но об этом ни массмедиа в России, и ответственные за молодежную политику даже не догадывались. А ведь именно сочетание реального спортивного соревнования и дополненной и виртуальной реальности воздает новые дисциплины.
Илья Яськов, заместитель проректора НИУ ВШЭ, говорит, что помимо, спортивного азарта и других навыков киберспорта, в фиджитал привносится здоровый образ жизни. Фактически из реального футбола берется физика, выносливость и способность видеть поле, а из цифрового — скорость реакции, стратегия и другие игровые навыки. Киберспортсмены развивают командные навыки и лучше реагируют на кризисы, но они обладают другими свойствами, говорит Яськов:
— Современные командные компьютерные игры — сложнее, чем шахматы. Уровень стратегирования в них гораздо выше. Ситуация на игровом поле меняется динамично. В шахматах конь всегда будет конём. А в киберспорте тот же самый конь может стать пешкой, ферзём и ладьёй. Там так всё устроено. Ты должен продумывать стратегические варианты до начала матча, а потом во время матча это всё тактически отрабатывать.
Но и вокруг развивается новый бизнес, подчеркивает ученый:
— Там своя наука, она очень сложная. Это не то, что организовать футбольный матч. Там одного поля недостаточно, нужно применять разные навыки. Если говорить не о спортсменах, а о тех, кто это организует, там находят себе применение те, кто имеет навыки программирования — им нужно организовывать трансляции и обрабатывать их таким образом, чтобы была нужная информация, доставать эту информацию из программного кода игры. Очевидно, нужны дизайнеры. Появляется новая профессия — комментаторы и так называемые кастеры, которые проводят трансляции.
В «Казань Экспо» зрители не только смотрели, как участники соревнуются в тех или иных дисциплинах, но и могли сами попробовать, каково оно, соревноваться как команды. Особенной популярностью пользовался стенд генерального спонсора соревнований «Интерроса». Кто только не захотел покататься на фиджитальном склоне «Роза Хутор».
Качество симулятора российской разработки SkyTech было настолько хорошим, что от горки дух захватывало не только у школьников и студентов, но и профессиональных спортсменов. Горка полюбилась посетителям — 1000 человек прокатились на симуляторе горных лыж. Кто-то это сделал впервые, как фигуристка Диана Мухаматдинова, но можно с уверенностью сказать, что только дополненной реальностью это приключение не завершится, и кто знает, кто в следующий раз приедет в Сочи и покатается на реальных склонах «Роза Хутор» и других.
Яськов говорит, что такие симуляторы мог стать не только развлечением, но и профессией:
— Компьютерные симуляторы, что является частью киберспорта, например, лётчика или водителя автомобиля. По мнению наших коллег, которые занимаются военным искусством, лучшие управленцы дронами те, кто хорошо играет в авиасимуляторы. А если говорить про автосимуляторы, они приближены по механике к реальной жизни. Их картингистов, которые играют в компьютерный картинг получаются очень хорошие настоящие картингисты, которые потом побеждают в чемпионатах.
Пока киберспорт значительно отстает и от традиционного спорта, и от индустрии игр. В прошлом году мировой рынок киберспорта набрал 1,5 миллиардов долларов. Для сравнения — мировая индустрия игр достигла в том же 2023 году 500 миллиардов долларов, или на два порядка больше. Однако киберспорт, с точки зрения коммерциализации, ничем не отличается от традиционных видов спорта.
Собственно, «Игры будущего» это и показали: букмекерские конторы, которые традиционно собирают сотни миллиардов долларов на спортивных соревнованиях, проявили интерес и к «Играм будущего», говорит директор по развитию игровой индустрии университета «Синергия» Михаил Пименов:
— Российские компании сейчас спонсируют команды. Они заинтересованы в том, чтобы получить наибольший охват. В университете «Синергия» видят большой экономический потенциал для фиджитал-спорта и даже открыли магистратуру и собираются обучать менеджеров.
Пименов так объясняет новое направление: «Мы будем эти направления поддерживать, тем более, что они инновационные и потенциально могут охватить довольно большую аудиторию.»
У «Игр Будущего» есть и международное измерение. На будущий год соревнования пройдут в Казахстане, что расширяет сотрудничество и спортсменов, и наших стран. Яськов так объясняет:
— Это интересно потому, что киберспорт сейчас не имеет границ. У него нет таких историй, как в традиционном спорте, где нас ущемляют и давят. Пока Россия в этом сильна, без российский команд невозможно обойтись, потому что игра будет незрелищной. Сочетание киберспорта, где Россия — признанный лидер, с физическими активностями позволяет нам на мировой арене показать, что мы и здесь можем быть лидерами и заявить новый вид соревнований, быть застрельщиками и играть первую скрипку.
— «Игры Будущего» — не только одно из главных спортивных событий года, но и яркий пример технологического лидерства России. Для Интерроса очень ценно быть одним из пионеров на этом пути. Мы рассчитываем, что наша поддержка и деятельное участие в Играх компаний Атомайз и Рексофт позволят новому формату соревнований на стыке двух реальностей успешно состояться, открыв новую главу в истории мирового спорта», — прокомментировал генеральный директор «Интерроса» Сергей Батехин.