Он напомнил, что рассмотрение вопроса отмены ЕГЭ идет практически сразу после его появления. Однако, все доводы за отмену ЕГЭ разбивались об одно его веское преимущество — обеспечение равенства абитуриентов в процессе поступления в вузы.
По словам эксперта, автоматизация процесса поступления позволила уйти от внутренних экзаменов, проводимых вузом самостоятельно, перенеся весь процесс сдачи и подготовки к экзаменам с вуза на школу. Ранее внутренние экзамены вузов могли создавать фильтры для тех, кто не «в теме» и не знаком с вопросами на экзамене, кто не ходил на подготовительные курсы при вузе, не занимался с репетиторами, что создавало неравенство среди абитуриентов.
В тоже время, у сторонников ЕГЭ появились новые аргументы — развитие искусственного интеллекта, позволило выйти на новый уровень в процессе контроля списываний и проверки результата ЕГЭ.
«Отмена ЕГЭ с точки зрения сохранения условий для равенства всех абитуриентов будет обоснована только в том случае, если будет решен вопрос со стандартизацией внутренних экзаменов, проводимых вузом самостоятельно и созданием цифровой платформы, позволяющей сделать процесс сдачи автоматизированным и прозрачным», — считает эксперт.
По его мнению, при этом, разработкой внутренних экзаменов в этом случае должно заниматься министерство. Если это будет сделано, то школьники освободятся от подготовки к ЕГЭ в старших классах и будут готовиться к внутренним экзаменам вузов с учетом специфики каждого вуза самостоятельно или с помощью репетиторов. Если стандартизировать экзамены, проводимые вузами, то получится, что мы перейдем к новой системе подготовке к тестам, но уже без привязке к школе, переложив весь процесс приема экзаменов на плечи вузов, а подготовку вопросов для экзаменов — на Минобрнауки.
«Если экзамены в вузах будут в формате творческих заданий — встанет вопрос об их объективной оценке, возможных апелляциях и других мерах контроля объективности, что снова приведет к необходимости перехода к системе тестов», — заключает эксперт.