С 15 по 17 марта в России прошли выбора президента. Впервые в истории страны они проходили в трехдневном формате и с использованием онлайн-голосования. Уже к 11 марта досрочно проголосовали более 1,4 млн граждан, при этом шесть лет назад количество проголосовавших заранее составляло всего 219,6 тысячи: 166,1 тысячи внутри страны и 53 тысячи за рубежом.
Явка на выборах президента России в 2024 году стала рекордной в новейшей истории страны, она составила 77,44% — это 87,1 млн человек. Если проследить за динамикой явки с 2000 года до 2018, то самая высокая была зафиксирована 2 марта 2008 года — 69,81%. Однако в абсолютных цифрах больше всего граждан России проголосовали на досрочных президентских выборах 26 марта 2000 года.
По словам председателя ЦИК Татарстана Андрея Кондратьева, избирательная кампания 2024-го года войдет в историю.
«Все кампании очень важные, но это исторически важная. Страна находится в особых условиях, народ сплочен и понимает, что от этого выбора зависит будущее их детей, ответ на вопрос, каким будет их село, город, республика, страна. Это накладывает свои определенные отпечатки», — сказал Кондратьев.
В этот раз за пост главы государства боролись четыре кандидата. По итогам обработки 99,75% протоколов Владимир Путин, действующий президент, набрал 87,29% голосов, Николай Харитонов, кандидат от КПРФ, — 4,30%, Владислав Даванков, зампред Госдумы, партия «Новые люди», — 3,84%, Леонид Слуцкий, лидер ЛДПР, — 3,21%.
В 2021 году ВЦИОМ зафиксировал снижение политической активности российских граждан. Если в 2004-м об участии в выборах заявляли 55% потенциальных избирателей, то в 2021 году этот показатель рухнул до 22%. Свою аполитичность опрошенные объясняли нехваткой свободного времени, недостаточным объемом знаний в политике и мнением, что их участие ничего не изменит.
Политолог, директор факультета государственного и муниципального управления Университета «Синергия» Алексей Бычков считает, что главная причина, по которой люди не ходят на выборы, — это общая усталость от выборных процессов.
«Мы наблюдаем по всему миру, что руководителями государств становятся люди, которых не поддерживает большинство населения. Это подрывает доверие к выборам», — говорит эксперт.
Прежде всего, отмечает Бычков, это касается развитых демократических стран, таких как США, Великобритания, Франция — законодателей «мод» современных выборных систем и процессов.
«Если законодатели не соблюдают принципов свободных выборов и прозрачности этих процессоров, тогда как можно верить в эти процессы?», — задается вопросом политолог.
По мнению Бычкова, в России ситуация другая — здесь исторически сложилась коллективная система участия в выборах.
«С древних времен, когда общие решения принимались на „Вече“, в советское время, когда традиционно голосовали цехами, фабриками, заводами, колхозами. Это был коллективный процесс. Каждый должен был принять участие в выборах, это было общее дело. Современное гражданское общество в России разобщено, оппозиция ведет агрессивную кампанию по недоверию к выборам и призывает их бойкотировать», — отмечает он.
Доктор юридических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ, преподаватель истории государства и права России Артемий Рожнов считает, что причины неявки избирателей могут быть разными. Неудобное расположение участков, отсутствие гражданина в месте жительства во время проведения голосования и т. п. Однако, подчеркивает Рожнов, сегодня созданы максимально комфортные условия для голосования.
Кондратьев сообщал, что в Татарстане проведение избирательной кампании обеспечивают 65 территориальных избирательных комиссий, 2722 участковых избирательных комиссии и 45 дополнительных, созданных в больницах, санаториях, СИЗО, железнодорожных вокзалах, аэропортах.
«Поэтому причины неявки граждан на выборы лежат в субъективной плоскости и связаны прежде всего с особенностями восприятия ими выборов как краеугольного камня демократии, да и её самой как таковой», — говорит Рожнов.
Для справки: в Татарстане на выборы пришли 2 480 516 человек или 84,61% от общего числа избирателей. В прошлый раз, когда страна выбирала президента, жители республики были менее активными — до участков дошли 77,45% из тех, кто мог проголосовать. В 2012 году в выборах участвовали 83% татарстанцев.
В большинстве случаев сознательное нежелание голосовать обусловлено неверием в то, что твой голос может на что-то реально повлиять, либо уверенностью в том, что результаты голосования всё равно будут сфальсифицированы, считает Рожнов.
«То есть налицо разочарование если не в идее, то в практике демократии, которая вместо декларируемой на словах власти народа в действительности является не чем иным, как властью профессиональных политиканов, ловко использующих демократические механизмы в своих корыстных интересах, а вовсе не в интересах народа», — подчеркивает доктор юридических наук.
Научный руководитель института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что высокая явка на прошедших выборах была вполне ожидаема. По его словам, это стало следствием сложившихся политических условий и давления извне. Положительную роль сыграла возможность дистанционного голосования.
Старший преподаватель кафедры теории и систем отраслевого управления факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС Роман Могучёв отмечает: сейчас в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция к отказу от участия в выборах. Россия не исключение.
По словам эксперта, интерес появляется только в ситуации выборов президента страны, потому что российские граждане в силу традиций, да и политической практики, четко ассоциируют развитие страны с главой государства, а остальные институты государственной власти воспринимают как своего рода «дополнение» к нему.
Кондратьев напомнил, что выборы президента России открывают целую страницу избирательных кампаний: в сентябре пройдет голосование по выборам депутатов в Госсовет Татарстана, в следующем году мы будем выбирать главу Татарстана, а в 2026 году эту страницу завершат выборы депутатов Госдумы.
Но ждать ли такой же процент явки на этих выборах или лимит на выполнение гражданского долга у россиян исчерпан? По мнению Журавлева, на выборах главы Татарстана точно будут проявлять активность.
«Еще из советского нашего воспитания так пошло, что исполнительную власть мы считаем важнее законодательной. Это не так, но почему-то многие так считают», — отметил эксперт.
Рожнов уверен: когда количество граждан, считающих, что их голос ни на что не влияет, достигает достаточно высоких значений, для демократического государства это становится серьезной проблемой, так как низкая явка избирателей снижает уровень легитимности власти и делает ее политически шаткой.
Поэтому для того, чтобы повысить политическую активность избирателей, государство может прибегать к различным приемам, причем не только стимулирующе-поощрительным, но и карательным, а именно наказывая штрафом за неявку на выборы. Такая практика применяется, например, в Аргентине с тех пор, как в 1920 году явка упала ниже 60%, Австралии, Бельгии и Сингапуре.
«Но использование такого или любого другого „метода кнута“ для повышения уровня явки избирателей, на мой взгляд, является лишь очевидным доказательством полного провала демократической системы в конкретной стране, коль скоро власть в ней вынуждена едва ли не силком тащить своих граждан на избирательные участки. Вместо того, чтобы подобным искусственным образом пытаться поддерживать на плаву пришедшую в негодность политическую систему, её нужно менять и оздаравливать, приближать к народу, и тогда он сам, без внешнего принуждения активно пойдет на выборы», — заключил Рожнов.
В Казани на прошедших выборах использовали «метод пряника» — давали каждому, кто пришел на выборы, браслет, обеспечивающий вход на концерт, хедлайнерами, которого стали «Иванушки International», «Кар-Мэн» и Хор Турецкого. Еще один бонус — бесплатный проезд на общественном транспорте. В социальных сетях казанцы признавались: голосовать пойдут ради гражданской позиции, но на автобусе «так уж и быть» покатаются. Могучев, впрочем, считает, что на явку «сопутствующие» акции не влияют.
«Наши граждане в основной массе своей традиционно убеждены, что результаты этих розыгрышей уже заранее определены и обязательно победит „кто нужно“», — объясняет он.
Журавлев отмечает, что от большого количества пряников «бывает диабет», поэтому — «всего понемногу». А Бычков, напротив, считает, что раздача браслетов на концерт с известными исполнителями — «крутая фишка», которая может подстегнуть и определенным образом повысить явку и дать позитивный эффект.
Впрочем, чтобы завлечь избираетелей на выборы представителей законадательной власти, очевидно, придется постараться. Что в этом поможет — пряник или кнут, скоро узнаем.