Атака случилась сегодня, в 5:45 утра. Первым об этом официально сообщил глава республики Рустам Минниханов, попросив граждан не поддаваться панике. Вскоре гендиректор особой экономической зоны «Алабуга» Тимур Шагивалеев заявил, что удар пришелся по общежитиям.
По данным Telegram-каналов, на предприятие были нацелены два беспилотника. Один из них и попал в общежитие политеха. После удара студентов начали эвакуировать, в это время в здание прилетел второй аппарат. В результате атаки на Елабугу пострадали 12 человек.
В Нижнекамск также летели два дрона. Первый сбили в паре сотен метров от нефтеперерабатывающего предприятия, он упал и не сдетонировал, а второй, по данным Telegram-канала Baza, попал в одну из установок завода. РИА «Новости» уточняет: речь идет о ТАНЕКО.
Официально сообщалось, что беспилотники подавили системой РЭБ. Пострадавших и разрушений нет. Мэр Нижнекамска Рамиль Муллин в своих соцсетях заявил, что все службы сработали оперативно, пострадавших и серьезных разрушений нет, технологический процесс предприятия не нарушен.
Главы многих татарстанских районов попросили граждан соблюдать спокойствие. Федеральный следком взялся за расследование атаки на Татарстан. О возбуждении уголовного дела пока не сообщалось.
Атака на Татарстан стала первой с начала СВО. Еще в середине февраля Минниханов поручил обратить внимание на антитеррористическую защищенность предприятий республики.
«Живем в непростое время. Не все к этому серьезно относятся. Везде эта угроза существует. Не важно, на границе с Украиной ты живешь или здесь», — говорил он на коллегии министерства промышленности и торговли.
Напомним, что Елабуга и Нижнекамск находятся примерно в 1 300 — 1 200 километрах от российско-украинской границы.
Беспилотники долетали до соседей Татарстана. Так, например, 12 марта аппарат прилетел в нижегородскую нефтеперерабатывающую установку нефтеперерабатывающего завода ЛУКОЙЛа. Пожар после взрыва тушили несколько часов. До этого несколько летательных аппаратов были сбиты над промзоной Дзержинска.
В это же время в мессенджерах распространялась информация о возможной атаке дронов на Нижнекамск. Тогда глава района Рамиль Муллин назвал это фейком.
Гораздо чаще атаки происходят в Черноземье. Беспилотники прилетают в Белгород, Курск, Орел, Воронеж. За два года с начала СВО прилеты были и по Москве с Санкт-Петербургом.
После нападения на Татарстан об атаке уже высказались политики. Депутат Госдумы от Татарстана Альфия Когогина, заявила, что технологический процесс предприятий в Елабуге и Нижнекамске не нарушен. Она попросила не поддаваться панике и не распространять фейковую информацию. Ранее «Камаз», которым руководит ее муж, заявил, что предприятие работает в обычном режиме.
Депутат Илья Вольфсон также обратил внимание, что это первое нападение на Татарстан и заявил, что готов оказать всю необходимую поддержку. Депутат Айдар Метшин в своих соцсетях написал, что цель атак — не только подрыв экономической мощи, но и подрыв единства и сплоченности граждан. Депутат Максим Топилин написал, что этой атакой «Нацисты показывают свое лицо», а его коллега Марат Нуриев выразил надежду, что подобное больше не повторится.
Политик, публицист, депутат Госдумы Анатолий Вассерман в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил, что теоретически, возможно допустить, что беспилотники летали от границы с Украиной. Но, поскольку, беспилотники такой дальности полета достаточно велики, чтобы попасть в поле зрения систем воздушной обороны, скорее всего они сразу были бы сбиты.
«Так что, скорее всего, эти беспилотники запущены непосредственно из республики или из соседних регионов России, это значит, что искать нужно наземных диверсантов. Скорее всего запустили непосредственно из Татарстана, может прямо из самих Елабуги и Нижнекамска, но точнее это можно будет определить лишь тогда, когда проведут экспертизу и определят тип беспилотников и их технические возможности», — заявил он.
Вассерман отметил, что чем больше вес беспилотника, тем больше вероятность, что он будет кем-то замечен и, соответственно, будут приняты какие-то меры. При этом он отметил, что раз беспилотники несли с собой снаряды и взрывчатку, достаточные для заметных последствий, значит, они были достаточно велики, чтобы их можно было заметить с земли. Поэтому, скорее всего, их запустили местные, считает эксперт.
«Ищите диверсантов. У нас дураков много, а значит, есть кого вербовать», — рекомендовал эксперт Inkazan.
Генерал-майор ФСБ Александр Михайлов также считает, что, скорее всего, беспилотники запустили с территории России. «Мы говорим об украинской агентуре, которая здесь то кафе поджигает, то и военкоматы», — сказал он Inkazan.
При этом военный эксперт Игорь Коротченко считает, что беспилотники были запущены с территории Украины. Эксперт предполагает, что спутниковая разведка помогла выбрать беспилотникам «безопасный» маршрут. Он отметил, что такое не могло произойти без сторонней помощи, и, скорее всего, к ЧП причастна западная разведка.
Преподаватель Президентской академии Роман Могучёв также заявил, что, возможно, эта модель беспилотника была модифицирована при помощи западных стран, и дальность ее полета увеличилась.
«Если же говорить о версии, что дроны прилетели с территории Казахстана, то для казахских спецслужб это будет плохим знаком, так как будет поставлена под вопрос их способность контролировать свою территорию. Это подпортит российско-казахские отношения. В чем не заинтересованы обе стороны, но очень этого хотят украинские власти», — заявил он.
Прокомментировал ситуацию и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Киев продолжает террористическую активность, военные РФ работают, чтобы эту угрозу исключить», — заявил он.
Однако все эксперты сходятся в одном: говорить откуда на самом деле были запущены беспилотники пока рано. Нужно дождаться официального расследования.