Posted 18 апреля, 04:00
Published 18 апреля, 04:00
Modified 19 апреля, 15:08
Updated 19 апреля, 15:08
В начале апреля президент России Владимир Путин, выступая на коллегии МВД, поручил «кардинально обновить» подходы к миграционной политике и тщательно проработать все аспекты этого вопроса совместно с правоохранительными органами, спецслужбами, правительством и администрацией президента.
Если во время пандемии коронавируса число иностранных работников в России снижалось, после снятия ковидных ограничений оно пошло вверх. В феврале этого года член Совета при президенте страны по межнациональным отношениям Владимир Волох сообщал агентству НСН, что их количество достигло 6,5 млн человек.
Одним из лоббистов миграции можно назвать вице-премьера правительства России Марата Хуснуллина. С одной стороны, опытный менеджер, он фактически проводит политику поддержки миграции, оптимизируя расходы на строительном рынке. Это вкупе с дорогим квадратным метром позволяет застройщикам получать сверхприбыль.
Хотя опыт показывает, что строительный комплекс работает и без иностранных специалистов: на стройку трассы М-12 «Восток» нанимали местных жителей. Хуснуллин, заметим, в «своих» рабочих не особо верил: «Наши не готовы работать 12 часов за 50 тысяч рублей, а мигранты готовы». Простые дорожники, прокладывающие трассу, зарабатывали по 60 тысяч рублей в месяц. И сдали ее в срок.
Застройщикам, впрочем, выгодно работать с мигрантами: платить можно меньше, чем российскому гражданину, плюс практика неофициального трудоустройства — без больничных и «социальных» отчислений. К тому же смерть того же иностранного специалиста на стройке редко оборачивается скандалом, в то время как гибель российского гражданина — это многочисленные проверки и вопросы родственников.
Перед выступлением Путина на коллегии МВД завершило разработку законопроекта об ужесточении контроля за миграцией. Он обязывает иностранцев предоставлять биометрические данные и сокращает их пребывания в стране до 90 дней в году. Проект разработали после теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле», в подготовке которого подозревают выходцев из Таджикистана.
Сразу после трагедии мигранты из Таджикистана, количество которых в стране 2023 году превысило 627 тысяч человек, начали массово покидать Россию. Однако в минтруда среднеазиатского государства выразили надежду, что это лишь это временное явление. Их можно понять: если зарплаты российских рабочих остаются в экономике страны, то большая часть заработанного мигрантами «утекает» в Таджикистан.
Российская экономика лишается не только денег. Есть мнение, что привлечение неквалифицированной рабочей силы из-за рубежа тормозит развитие автоматизации и роботизации труда в России. Хотя в замедлении этого процесса также играют роль высокая стоимость и долгий период окупаемости оборудования и технологий, вкупе с тем, что не весь ручной труд можно быстро и эффективно автоматизировать.
«Безусловно, привлечение мигрантов имеет минусы: риски развития теневого сектора экономики, недополучение бюджетом налоговых платежей — по некоторым подсчетам, число мигрантов, трудящихся нелегально, сопоставимо с числом официально трудоустроенных иностранцев», — заявила Inkazan кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Безсмертная.
По данным Росстата, в 2023 году уровень безработицы в России составил 3% — это минимальный показатель с 1991 года. Количество незакрытых вакансий исчисляется сотнями тысяч. Полностью решить проблему с помощью трудовой миграции вряд ли удастся, считает Безсмертная.
Рук особенно не хватает на предприятиях по производству промышленного оборудования, машиностроительных, металлургических, станкостроительных предприятий, а туда требуются люди с высоким уровнем квалификации, которой у подавляющего большинства мигрантов нет, отмечает эксперт.
Таких специалистов нужно обучать. Чему есть единицы нестандартных примеров. Например, в Татарстане на ОЭЗ «Алабуга» студенты одновременно учатся и работают на предприятиях по специальности. А еще здесь призывают таксистов и курьеров без специального образования идти работать на заводы. Вот такие перекосы.
Безсмертная считает, что пиковые значения оттока мигрантов, скорее всего, уже пройдены: минимальный за последнее время миграционный прирост наблюдался в 2022 году — тогда он составил 61,9 тысячи человек. У граждан из стран ближнего зарубежья снижается интерес к работе в России.
Это связано как с опасениями социально-политического характера, так и с экономическими причинами — удорожание авиабилетов, снижение величины долларового эквивалента заработных плат, объясняет эксперт.
Политолог и сооснователь КБ «Валькирия» по сборке БПЛА для фронта Дмитрий Раевский говорит: ужесточение миграционного законодательства ускорит отток граждан зарубежья, и это негативно скажется на экономике тех регионов, которые наиболее зависимы от мигрантов.
«Мы это уже видели, например, когда ввели ужесточения по приему на работу мигрантов в общественный транспорт. Создался дефицит рабочей силы, цены на такси сразу выросли в некоторых регионах в 2-3 раза», — напомнил эксперт.
Раевский считает, что, помимо такси, пострадают сферы обслуживания, сервисов доставки и строительная отрасль. Но страдать им придется недолго: политолог добавил, что через некоторое время мигранты все же вернутся — «когда поймут правила игры». Все будет зависеть от расторопности властей — если они сработают быстро, четко и слаженно, то эти правила будут понятны всем уже через месяц.
В Татарстане проблем с устройством мигрантов в качестве водителей общественного транспорта не наблюдается: казанский МУП «Метроэлектротранс», кажется, только за счет этого и держится, привозя в город сотни иностранных специалистов — теперь они составляют 20% от работников предприятия. Хотя, как могут заметить горожане, русские женщины тоже неплохо справляются с управлением общественным транспортом.
Примечательно, что летом 2023 года начальник челнинского ГИБДД Радий Кадиков предложил транспортникам отказаться от услуг водителей-мигрантов. И объяснил: число аварий, совершенных по вине водителей, за год выросло на 62%. По словам Кадикова, иностранные специалисты — «временные люди», которые завтра могут оказаться в ближнем зарубежье. Стоит ли доверять им перевозку людей?
«То, что ужесточать миграционное законодательство надо, это факт. Нужно приближать к тому состоянию, как оно существует, например, в Арабских Эмиратах. Просто перестройка всегда создает трудности, но она уже назрела, и без нее никак», — заявил Inkazan Раевский.
Эксперт считает, что важно также обращать внимание на трудовых мигрантов славянского происхождения. По его словам, славянам в России гораздо проще стать частью социума, чем гражданам Таджикистана или Узбекистана, которым чужда христианская культура.
«Они создают анклавы, а через это появляется преступность и куча других проблем. Поэтому я считаю, что лучший путь — это вернуть не миллионы таджиков и узбеков, а миллионы славян в Россию», — сказал политолог.
Пока трудовые мигранты вывозят заработанное в России за ее пределы, в нашей стране всегда найдутся «депрессивные» регионы, жители которых захотят приехать на заработки в более богатые области, и деньги останутся в российской экономике. Так, например, в Татарстане работают бригады строителей из соседних республик Чувашия и Марий Эл.