8 миллионов квадратных километров русских земель — это непроходимая тайга. Около половины территории страны приходится на зону вечной мерзлоты. Есть ещё горные районы, болота, степи и даже пустыни. И некоторые сельские местности в определенное время года могут принимать ралли внедорожников по грязи.
Кажется, никому не нужно объяснять, почему в России популярна техника для бездорожья. По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Ильи Зубкова, в арктических районах страны в ближайшие 10 лет будет потребность порядка 20 тысяч вездеходов.
«Если прибавить к этому другие субъекты РФ плюс гусеничную технику, мы видим здесь потенциал и объем рынка на предстоящие годы», — говорит он.
По данным ТПП, объем российского рынка вездеходной техники составляет около 24 миллиардов рублей. По конструктивным особенностям вездеходы подразделяются на четыре основных типа: колесные — наиболее распространенные; гусеничные, они занимают примерно треть рынка; водная и мототехника.
Каждый год спрос на вездеходы растет. В частности интерес к такому транспорту повысился в период пандемии, когда россияне бросились покорять не имеющие альтернативы родные просторы.
«Если спрос превышает предложение, в этом нет никакой трагедии. С точки зрения производителя это даже хорошо. Причины этого явления достаточно любопытны. Дело в том, что весь постсоветский период мы де-факто не развивали такую отрасль, как вездеходостроение, и тому были вполне объективные причины», — говорит генеральный директор КБ «Спектр» Владислав Давыденко.
Эксперт объяснил: вездеход — это машина, которая эксплуатируется вдали от больших городов. В 90-х годах, когда общество резко обнищало, платежеспособный потребитель потянулся в мегаполисы. Соответственно, в тех местах, где вездеходы были совершенно необходимы, просто не было достаточно платежеспособной аудитории, способной стать пользователем такой машины.
В тех регионах страны, где, тем не менее, платежеспособный спрос все равно оставался, клиент предпочитал импортную технику как более проверенную, надежную и просто имевшуюся в наличии. Российским производителям создавать вездеходную технику в таких условиях было крайне нелегко.
«Условия эксплуатации вездехода заставляют очень четко и качественно подходить к испытаниям машины, делать чудовищной длины тестовые пробеги в самых жестких условиях. Понятно, что весь этот период обкатки и доводки машины так или иначе ложится в стоимость разработки, и эти деньги нужно отбивать», — обращает внимание Давыденко.
Тем временем потребитель, тем более потребитель денежный, не хочет ждать, пока машина из сырой разработки превратится в доведенное изделие, и идет туда, где ему могут предложить готовый продукт.
«Ему ждать некогда, ему нужно работать», — подчеркнул эксперт.
Однако 10 лет назад ситуация развернулась диаметрально. По словам Давыденко, к этому времени, в середине десятых годов, в России уже были набраны большая практика работы с любой импортной техникой и опыт по эксплуатации различных отечественных разработок.
Немного лучше чувствовали себя компании, которым удалось создать машину с уникальными характеристиками, что закрывала определенную узкую нишу. В стране появился, окреп и начал уверенно расти платежеспособный спрос на вездеходы. Рынок формировался не только нефтегазовым сектором и предприятиями топливно-энергетического комплекса — начал появляться и частный покупатель, а где частный покупатель, там и перспективы.
«Внезапно оказалось, что у компаний, которые в нулевых и десятых годах начинали с небольших мастерских, которые клепали в полукустарных условиях по один-два вездехода в месяц, внезапно появляются ресурсы на серьезную инженерию. Сейчас мы видим завершающую фазу этого процесса, когда из количества в качество происходит метафизический скачок, порождая целые новые сегменты в вездеходостроении. Потихоньку формируется целая индустрия строительства вездеходов — та самая индустрия, которая в России, казалось бы, очевидна, учитывая необъятность просторов нашей Родины, но которая, тем не менее, никогда не существовала в нашей стране», — говорит Давыденко.
Среди наиболее распространенных проблем производителей — нехватка кадров и автокомпонентов, сложности с сертификацией, высокий утилизационный сбор. ТПП России помогает отрасли с разработкой нормативно-правовых актов и новыми рынками сбыта, продвигают интересы производителей данного вида техники через выставки и ярмарки.
«Многие производители данной отрасли являются членами ТПП, мы также помогаем найти выходы на новые региональные рынки и помогаем с зарубежными рынками, я имею ввиду страны ШОС, БРИКС и СНГ», — говорит вице-президент ТПП России Зубков.
Что касается зависимости от импортных комплектующих, они используются в отечественных вездеходах нешироко. По словам Давыденко, в подавляющем большинстве случаев этим «грешат» мелкосерийные производители. При таком штучном производстве можно легко обходиться восстановленными запчастями, либо запчастями со вторичного рынка, в том числе иностранного производства, считает эксперт. Но если предприятие всерьез задумывается о серии, в конструкции вездехода необходимо применять только отечественные комплектующие, имеющие широкое распространение.
«Даже китайские компоненты нужно применять с крайней осторожностью. Мы слишком часто за последние 20 лет видели, как проблемы с поставками иностранных запчастей возникали, что называется, на ровном месте», — отмечает эксперт.
Вездеходы играют важную роль как для населения отдаленных регионов, так и для ключевых отраслей промышленности, включая геологоразведку, нефтяную и газовую промышленность, проведение поисковых, аварийно-спасательных операций.
В последние годы рынок вездеходов демонстрирует устойчивый рост, опережающий мировые темпы. Тем не менее, исследования показывают, что спрос на вездеходы в России в два раза превышает текущие производственные мощности. Таким образом, увеличение производства вездеходов может стать мощным драйвером экономического роста.
«Сейчас на рынке более 160 компаний, производящих вездеходы. Все эти компании работают „кто в лес, кто по дрова“. За следующие 15 лет многие из них будут либо поглощены друг другом, либо сольются в более крупные предприятия, либо в конце концов просто уйдут с рынка. К сожалению, это реалии рыночной экономики. Выживут самые сильные, те, кто приспособится и лучше всех прочувствует конъюнктуру, сможет дать рынку и потребителю тот продукт, которого рынок и потребитель ждут», — сказал Давыденко.