Posted 16 мая, 04:00
Published 16 мая, 04:00
Modified 16 мая, 04:00
Updated 16 мая, 04:00
За шесть месяцев 2023 года в Татарстане задержали 166 человек в возрасте до 24 лет, делавших закладки наркотиков. Из них 23 — несовершеннолетние. При этом, как сообщают в МВД, все чаще на это идут дети из благополучных семей.
Адвокат по уголовным делам, зампредседателя Московской коллегии адвокатов «Клинков, Пахомов и Партнеры» Дмитрий Клинков говорит: проблема «несовершеннолетней» преступности стоит всегда остро, государство пытается заниматься профилактикой, где-то это помогает, а где-то нет.
«Что касаемо участия несовершеннолетних в сбыте наркотических средств, в том числе через „закладки“, то действительно, на сегодня эта проблема существует», — отмечает эксперт.
Причин использования именно детей, по мнению Клинкова, несколько. Во-первых, у них отсутствует страх из-за непонимания совершаемых действий, следовательно, им можно меньше платить. Во-вторых, работает психология детей, которым это преподносится как некая игра. И третье — «легкие» денежные средства на карманные расходы.
«Дети, в виду несформировавшейся психологии, проще уговариваются наркосбытчиками на подобные вещи — тут преподносится все что угодно и как угодно — ты ребенок и тебе ничего не будет; посмотри, все так зарабатывают, лишние деньги на карманные расходы тебе не помешают, будешь независим от родителей и т. д.», — говорит адвокат.
В ход идут любые подобного рода уговоры, рассчитанные на психологию ребенка. По словам Клинкова, как правило, дети понимают, что делают, но не в полной мере осознают опасность содеянного и ответственность.
Детский и семейный психолог Кристина Егорова подчеркивает: подростки даже могут не понимать, что их вербуют — это тот возраст, когда дети считают себя взрослыми, а психически и биологически еще не выросли. Они не всегда способны оценить риски, тем более когда речь идет о долгосрочных последствиях. Поэтому эксперт советует разговаривать с детьми на эту тему.
«Часто родители и окружающие говорят: „Плохо курить, употреблять“, но мало кто говорит, что плохо делать закладки. А если не говорят, значит, можно», — приводит в пример мышление подростка Егорова.
По словам психолога, есть еще одна причина участия детей в сбыте наркотиков. И это установка «не быть белой вороной» — тренд, который живет уже более 30 лет. Таким образом ребенок хочет доказать, что он такой же, и его можно уважать и любить.
«Другая сторона этого тренда — привлечение внимания, но не сверстников, а родителей. Особенно если родители обращают внимание на ребенка, когда он что-то сделал. Просто на подсознании у него сформировалась такая цепочка связей: что-то сделал — обратили внимание», — объясняет Егорова.
По словам адвоката, члена Адвокатской палаты Московской области Сергея Агапова, чаще всего вербовка несовершеннолетних, как и взрослых, происходит через рассылку сообщений в социальных сетях и мессенджерах.
«Устанавливается контакт с человеком, сообщаются подробности „работы“ и осуществляется все дальнейшее руководство. Использование такого способа связи позволяет организаторам незаконной деятельности сохранить анонимность и избежать разоблачения», — подчеркивает эксперт.
Агапов поделился примером реального сообщения, полученного несовершеннолетним с предложением незаконного «трудоустройства». На скриншоте видно, что «работодатель» несколько раз акцентирует внимание на безопасности и размере заработной платы.
По словам Клинкова, родители должны контролировать своего ребенка, чтобы максимально уберечь от этой беды — проверять телефон, все мессенджеры, на компьютерах смотреть закрытые вкладки и особое внимание обращать на появление у детей вещей, которые ими не приобретались, и при необходимости использовать тесты на проверку употребления наркотиков, которых сейчас много.
«Кроме того, на родителей ложится основная задача по профилактике таких вещей, потому, что именно родители круглосуточно находятся с ребенком, все знают про него и имеют безграничный доступ к нему. Если ребенком занялось государство — значит, уже поздно, начались проблемы», — говорит эксперт.
Тем не менее, Егорова советует быть осторожнее с проверкой телефона или других личных устройств ребенка и делать это только с его разрешения.
«Телефон — собственность ребенка, даже если это подарок родителей. Но очень важно обучать детей основам критического мышления и здоровому скептицизму, а также устанавливая четкие правила и границы в поведении и общении с другими», — подчеркивает детский психолог.
По словам Клинкова, максимальное наказание для несовершеннолетнего не может превышать половину от максимального наказания предусмотренного частью ст. 228.1 УК РФ, а часть, как правило зависит от количества (веса) закладки и иногда от иных квалифицирующих признаков.
Самой распространённой является ч. 4 ст. 228.1 УК РФ — наказание по ней достигает 20 лет лишения свободы, то есть для несовершеннолетнего, достигшего возраста уголовной ответственности, это 10 лет.
Кроме того, добавляет Агапов, несовершеннолетний может быть освобожден от наказания с помещением в учебно– воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им 18 лет и не более, чем на три года.
«Следует отметить, что сам по себе факт несовершеннолетия виновного рассматривается как обстоятельство, смягчающее наказание. Уголовный закон и разъяснения Верховного Суда РФ требуют детального исследования и учета условий жизни, воспитания и образования несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности», — заключил он.
Ключевую роль в процессе профилактики и защиты детей от участия в таком опасном «бизнесе» играют родители. Они должны не только предостерегать своих детей от контактов с наркоторговцами и наркотиками, но и обучать их финансовой грамотности, объяснять, что быстрое обогащение принесет серьезные последствия для их будущего. В случае, если ребенок осознал, что попал в сложную ситуацию, и обратился за помощью к родителям, важно принять его с пониманием и поддержкой.