Раньше абитуриент самостоятельно находил заказчика обучения и заключал с ним типовой договор, который дает возможность получить образование за счет организации.
После заключения договора, абитуриент участвовал в конкурсе на места, выделенные государством на «целевиков». По окончании вуза, выпускник обязан был отработать на заказчика не менее 3 лет.
Если раньше указывался только минимальный срок отработки — три года, а максимальный не был ограничен, то теперь работодатель не может превысить планку в пять лет.
Также, если студент должен пройти практику у заказчика и выполнить определенные условия успеваемости, университет становится третьей стороной договора и следит за их выполнением. Обо всех успехах и неудачах вуз должен будет докладывать заказчику, как именно это будет происходить, указывается в договоре.
Подписать бумаги стороны договора смогут только после поступления абитуриента. Крайний срок — 1 сентября. Если после зачисления студент отказывается подписывать договор, его отчисляют и переводят на коммерцию.
Одно из важных изменений — количество договоров. С мая этого года абитуриент сможет подписать только один договор с одним заказчиком и для одного вуза. Такая поправка уменьшает шансы на зачисление по целевому.
До 2024 года в России не было общего сервиса для поиска заказчика целевого обучения: абитуриентам приходилось искать информацию самостоятельно. В этом году была создана единая платформа «Работа в России», где все заказчики на целевое обучение обязаны размещать свои предложения. Привязки к месту жительства нет, поэтому абитуриент сможет выбрать предложения в любом регионе. Что касается «конкурса», организация сама будет решать, кого из претендентов выбрать.
По словам российского ученого Сергея Гатауллина, поправки в федеральный закон об образовании в части целевого обучения соответствуют актуальным вызовам рынка труда и эволюционно совершенствуют механизмы взаимодействия заказчиков обучения, обучающихся и образовательных учреждений.
«Вполне логично законодательные нормы дополнены возможностью предъявления требований к успеваемости обучающихся, ограничением максимального времени отработки после завершения обучения и запретом множественного заключения договоров абитуриентом. Эти новеллы позволят упорядочить прием в учебные заведения, а заказчики обучения получат инструменты эффективного мониторинга расходования средств», — говорит эксперт.
Член Общественного совета при минобрнауки РФ, член Экспертного совета при комитете просвещения Госдумы РФ Инна Литвиненко отмечает: данные изменения следует принимать в контексте обеспечения рабочими местами выпускников, именно заточенных на данную профессию, отрасль и предприятие. Как и предоставление гарантий со стороны государства предприятию в получении по итогам обучения компетентного и замотивированного специалиста.
«В этой связи, как применение единой платформы „Работа в России“ для интеграции в одном месте заказчиков, абитуриентов и вузов, так подписание целевого договора после поступления и на 5 лет, дают, в первую очередь, поступающему и его родителям определенность и стабильность. Государство решает вопрос обеспечения занятости населения в востребованных нашей экономикой сферах, перераспределяет потоки кадрового ресурса, формируя будущие прогнозные показатели роста производительности труда и развития человеческого капитала», — говорит Литвиненко.
В 2024 году количество мест для студентов-целевиков увеличилось на 6% и составило 145 тысяч. Максимальное количество целевых мест досталось медицинским специальностям: по некоторым направлениям их доля от общего количества бюджетных позиций составила 76%.