Преступления в мигрантской среде уже давно не стоит рассматривать как деяния отдельных приезжих, считают эксперты «Росбалт». Мигрантские сообщества в России якобы сформировали собственную нить связей — вертикальную и горизонтальную, создав как бы отдельный социум. У «новых россиян» даже можно выделить некую иерархию. Они-то и возвращают Россию в 90-е, заменяя на улицах маргинальную молодежь, пишет издание.
В 2023 году проблему признали в том числе и в Татарстане. «В этом году как никогда обострилась проблема преступности в миграционной сфере», — заявил в ежегодном отчете глава местного следкома Валерий Липский. Тогда же стало известно, что за 12 месяцев только в Казани приезжие совершили 8,5 тысячи правонарушений. Под суд пошли 68 человек, подозреваемых в преступлениях против половой неприкосновенности и коррупции.
Так, трое иностранных студентов изнасиловали 14-летнюю школьницу. Спустя полгода за подобное преступление задержали еще одного мигранта. Таким же образом приезжий со своими друзьями отомстил местному жителю, приревновав его к своей жене.
В республике нередки и случаи массовых драк: мигранты устраивали их в общественном транспорте и на рабочих местах. Однако самыми жестокими, конечно, являются убийства. Одно из самых громких дел за последний год прогремело в поселке под Казанью. Там двое молодых парней из ближнего зарубежья сначала изнасиловали местную жительницу, а затем убили ее и украли телефон.
В октябре 2023-го глава следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил регионам создать спецподразделения, отвечающие за расследования дел в миграционной среде. По данным местных СМИ, в Татарстане уже в декабре появился такой отдел, а значит, проблему не только признали, но и готовы с ней бороться.
Мигранты формируются в так называемые «этнические ОПГ». Происходит это, конечно, не публично и не официально. Чаще всего под эгидой бойцовских клубов по типу ММА или поп-ММА, пишет «Росбалт» со ссылкой на специалиста по единоборствам Петра Фишт.
По его словам, власти считают такие клубы одним из этапов адаптации приезжих к новой для себя среде. Однако на практике вовсе непонятно, за счет чего происходит привыкание мигрантов к русской культуре, ведь подобные организации в своем большинстве мононациональны.
Участниками бойцовских клубов чаще всего являются самые низкооплачиваемые приезжие рабочие. Находясь в очень прочной зависимости от своих работодателей, они находят возможность почувствовать себя самостоятельными людьми только на закрытых занятиях с соотечественниками или нелегальных боях, считают эксперты «Росбалт».
Другими словами, мигранты цепляются за участие в том же самом поп-ММА, считая это неким трамплином для выхода на престижные состязания. Однако, на ряду с появлением в турнирной таблице, такие бойцы нередко фигурируют в криминальных сводках. Журналист Егор Кучер в этом ключе вспомнил, как в октябре 2022 года в подмосковном ТЦ двое бойцов поп-ММА избили мобилизованных призывников, когда те делали покупки перед отправкой на фронт.
Член СПЧ Кирилл Кабанов и вовсе уверен, что мигранты, занимающиеся в закрытых клубах, — это «организованные бойцы, которые в любой момент могут выступить как дестабилизирующая сила внутри страны». На эту же тему рассуждал глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.
В разговоре с «Парламентской газетой» он задался вопросом: «Почему трудовые мигранты выбирают не настольный теннис или бадминтон, а именно боевые искусства?». Фадеев подозревает, что таким образом десятки тысяч людей могут просто готовиться к чему-то «очень нехорошему».
Руководитель отделения Федерации мигрантов России по Татарстану Ренат Ходжаев в разговоре с Inkazan подтвердил, что подобные клубы могут влиять на увеличение числа противоправных деяний среди мигрантов. И если в Москве это действительно проблема, то в республике, в частности Казани, собеседник такой тенденции не видит.
«Я не отрицаю, что концентрация иностранных граждан сейчас происходит в таких ММА-клубах. Возможно, это в какой-то мере и может послужить росту преступности. Но не обязательно. У нас в Казани и Татарстане я не слышал, чтобы это было распространено — в нашей республике немножко все по-другому», — заключил эксперт.
В 2013 году в Татарстане была создана республиканская Федерация ММА, президентом которой стал Радик Фахрутдинов. В интервью местному изданию он рассказывал, что за пять лет организация набрала порядка 1 тысячи занимающихся, большинство из которых — спортсмены на границе категорий «любители — профессионалы».
Тогда же — в 2017 году — говорить о том, что ММА не является видом спорта, Фахрутдинов посчитал некорректным. По его словам, проект просто не имеет системного подхода — здесь не опробованы методики воспитания от детей к юниорам и от юниоров к взрослым. А потому полноценно удается работать лишь со совершеннолетними бойцами.
«Это пилотный проект. Потом будет проведен анализ итогов работы что-то более удачное возьмут, остальное притормозят», — сказал тогда глава Федерации.
Спустя три года после этого заявления — в 2020-м — проект пришлось притормозить полностью. Фахрутдинов сложил полномочия, объяснив это тем, что его план вывести Федерацию на новый уровень, несмотря на хорошее финансирование со стороны республики, дальше договоренностей не пошел.
Тогда же на официальной страничке организации появилась подпись: «Федерация временно приостановила свою деятельность». «Временно» растянулось уже на четыре года. Не стоит исключать, что местный минспорта провел анализ работы организации, про который говорил Фахрутдинов, и посчитал важным поставить его на «стоп».