Спустя десятилетия после распада Советского Союза пионерские лагеря продолжают жить в сердцах тех, кто вырос в те времена. Они остались в памяти не просто местом летнего отдыха, а символом эпохи, островками детства, где каждый ребенок мог почувствовать себя частью большого и дружного коллектива, почувствовать себя «взрослым», на время оставшись без опеки родителей и бабушек.
Дети учились работать в команде, участвовали в спортивных соревнованиях, культурных мероприятиях и творческих конкурсах. Здесь зарождалась дружба и первая любовь. За последним, впрочем, следили вожатые: словосочетание «на пионерском расстоянии» появилось в 1970-е годы именно в контексте танцев мальчиков и девочек на расстоянии вытянутой руки.
Но главное — это была система, которая направляла энергию молодежи в полезное русло. Советские педагоги понимали: иначе подростки найдут себе занятие, последствия которого не всегда могут быть позитивными.
Времена меняются, и с ними — предпочтения подрастающего поколения. Когда-то лагеря были местом, куда стремился каждый ребенок. Сегодня они уже редко ждут первой смены, сидя на собранных чемоданах.
Магистр психологических наук, немедицинский психотерапевт Марина Гринвальд говорит: летний лагерь для одних детей — праздник и мечта, для других — круги ада и стресс. Эксперт отмечает, что социализированным и активным детям жизненно необходим летний досуг, тревожные же дети могут начать сопротивляться еще на этапе идеи.
«Лагерь — место, где можно проявить себя. Новые возможности, новый опыт, новые друзья. К примеру, дети, которые профессионально занимаются спортом, прекрасно вписываются в эту картину. С 6 лет они ездят на сборы, и подобный формат им хорошо знаком. Дети-активисты, которые любят отвечать на уроках, рвутся выступить на сцену и подходят под категорию „всегда готов“, тоже отлично вписываются», — говорит Гринвальд.
Спокойные и внутренне устойчивые дети комфортно ощущают себя в новой обстановке. Возможно, лагерь не вызовет у них бурного восторга, но они с интересом исследователя проживут этот опыт.
«Тревожные дети — особенный склад психики, с которым нужно считаться. Многие дети не достигли психологической готовности, опять же — не заставляйте. Время не пришло», — обращается психолог к родителям.
Бывают дети, испытывающие проблемы с социализацией. Для них принцип “ скинуть в воду, чтобы научился плавать» не работает. Барахтанье в борьбе за выживание не равно удовольствию от плавания, подчеркивает Гринвальд.
Практикующий детский и семейный психолог Екатерина Кульбаченко отмечает, что отправлять ребенка в лагерь или нет зависит от множества факторов: возраст ребенка, характер, желание посещать лагерь, здоровье.
«По мнению большинства специалистов, дети могут быть отправлены в лагерь в возрасте от 6 лет и старше. Чтобы снизить тревогу родителей и самого ребенка, я рекомендую начинать с городских лагерей, для того, чтобы ребенок постепенно привыкал к разлуке. Дальше это может быть лагерь недалеко от города, так и вам, и ребенку будет спокойнее», — говорит эксперт.
При такой схеме полноценная смена на три недели вдалеке от дома не будет стрессом ни для ребенка, ни для родителей.
При выборе лагеря Кульбаченко советует обращать внимание на программу, условия и безопасность проживания, репутацию организации и, конечно, квалификацию персонала. Последнее, в частности компетентность вожатых, — наверное, один из самых главных пунктов, на который обращают внимание родители.
Дина Давлетгареева ездила в лагерь в качестве вожатой три раза. Девушка говорит: приступить к работе с детьми не так-то просто. Сначала ты проходишь курсы, которые длятся минимум шесть месяцев, потом сдаешь экзамены и собираешь папку-идею вожатого — это такая «методичка» с несколькими разделами: игры (знакомство, сплочение, интеллектуальные, пятиминутки), «свечки» на различную тематику, кричалки, названия отрядов и девизы.
«А дальше — несколько дней выездного лагеря для вожатых. Проходит это на территории лагеря, где непосредственно будут работать. В эти дни вожатые сами становятся детьми и сжато проходят всю программу, планируемую на смену», — рассказывает Давлетгареева.
Поэтому базовая подготовка у вожатых имеется.
«Вожатые — это кто? Выросшие дети, которые отлично ладят с другими детьми. Молодые вожатые — это тот самый глоток свободы, которым ценен лагерь. Конечно же, они не педагоги, скорее, старшие товарищи. Но и лагерь — не школа», — именно этим, по мнению Гринвальд, и ценен формат летних лагерей.
Все лучшее, что выносят из оттуда дети, происходит во многом, благодаря тому, что они пробуют свободу и ответственность на вкус. К тому же всегда есть заведующая и масса старших сотрудников, осуществляющих надзор и контроль.
Конечно, смена не может пройти без «нештатных» ситуаций, кто-то из детей, например, спешит скорее попасть домой. Самостоятельно.
«Один ребенок нашел в заборе дырку, в пижаме вышел на дорогу, поймал попутку и уехал домой. Мы, конечно, все обыскали, все окрестности объехали, и в этот момент с нами связались родители и сказали, что девочка дома», — рассказывает Давлетгареева.
Иногда вожатым приходиться применить свои способности психолога.
«Очень часто девочки приезжают с подружками. У меня были две лучшие подружки в отряде, которые обе влюбились в одно мальчика. Конечно, это была война, мы их даже переселяли друг от друга. Каждый день после отбоя я то с одной, то с другой разговаривала „по душам“ на крылечке по 15 минут, пытаясь свести их взгляды. Все было предельно серьезно, даже родители были в панике и постоянно связывались с вожатыми. Как итог разговоров, день на 6-7, мальчик оказался не нужен, снова жили вместе и души в друг друге не чаяли», — вспоминает девушка.
Иногда вожатые должны забыть о страхе.
«Обычно лагеря располагаются в отдаленном от города места, зачастую — в деревнях. Так, в первые дни в самую шумную комнату девочек начали стучать в окна мальчики. Как оказалось потом — деревенские. Я была одна на отряде, и это было страшно даже для меня», — делится Давлетгареева.
Поймать мальчишек пытались всеми вожатыми старших отрядов, но те смогли убежать. На следующий день от мальчиков, которые решили поболтать с вожатой, она случайно узнала, что сначала деревенские заходили к ним — спросить, где красивые девочки.
«Они им показали окна и обменялись номерами. Конечно же, номера пробили, детей деревенских нашли, и администрация лагеря поговорила с их родителями — больше такого не было», — говорит собеседница.
Отправлять ребенка в лагерь или нет — решение, которое должно быть принято с учетом всех аспектов и потребностей ребенка, а также возможностей и ожиданий семьи. Если ребенок готов и желает посетить лагерь, это может стать одним из самых запоминающихся и полезных опытов его детства.