Posted 5 июня, 04:03
Published 5 июня, 04:03
Modified 5 июня, 04:03
Updated 5 июня, 04:03
Купальный сезон в Татарстане стартовал 1 июня.
«Главная задача — обеспечить безопасность людей на муниципальных пляжах. Мы каждый год призываем жителей, чтобы они не искали приключений на необорудованных и несанкционированных местах отдыха», — заявил в минувший деловой понедельник глава казанского исполкома Казани Рустем Гафаров.
Но мест, которые город оборудовал, не так много. Этим летом для казанцев открыты 5 муниципальных пляжей:
Еще есть три организованных места отдыха у озер Малое Лебяжье, Изумрудное и озера в парке Победы.
В Татарстане дела с местами для купания обстоят чуть лучше. Летом по всей республике планируется открыть 67 пляжей. Часть из них будут новыми, построенными по нацпроекту. Например, такие места отдыха у воды уже появились в Набережных Челнах и в Менделеевске.
Главный госинспектор Татарстана по маломерным судам Юрий Венедиктов, отвечая на вопрос корреспондента Inkazan, рассказал, что в Казани открывать пляжи в ближайшее время не планируется. По его словам, инициатива прежде всего должна идти от органов местного самоуправления.
«Если есть инициатива муниципального образования, мы всегда идем навстречу: проводим профилактическую работу, объясняем основные принципы организации пляжа, порядок его ввода в действие, вопросы безопасности. По открытию новых пляжей в Казани у меня информации нет», — заявил он.
Венедиктов отметил, что обстановка на водных объектах республики уже сейчас становится напряженной. Основной причиной гибели людей является купание в необорудованных местах, а на муниципальных пляжах удается спасать отдыхающих. В прошлом году казанские спасатели достали из воды 22 человека.
Чаще всего, те, кто имеет свой транспорт, выезжают на пляж «Камское море» в Лаишево. В дирекции природных территорий Института развития городов Inkazan сообщили, что сейчас на набережной восстанавливают инфраструктуру пляжа, включая укладку деревянных настилов, чистку и подсыпку песка, а также ремонт оборудования и общественных туалетов.
Еще одним популярным местом отдыха у казанцев считается пляж «Верхний Услон». Он находится на правом берегу Волги и занимает порядка 1 км берега. Отдыхающие могут добраться до него на пароме, метеоре или на автомобиле. Быстрее всего по воде — путь составит не более 8 км, а по трассе — 40 км.
Для тех, кто любит более «экстремальное» купание, есть Голубые озера. Температура воды в них в любое время года равна 4 градусам.
«В этом году на территории Голубых озер появились специальные места для купания — это оборудованные и безопасные зоны для погружения в воду. Они стали альтернативным местом купания без вреда экосистеме озер. Всего обустроено пять зон: две на Малом Голубом озере, одна на Проточном и две на Большом Голубом озерах», — рассказали редакции в дирекции.
По словам депутата Казгордумы Алексея Серова, ситуация с пляжами в Татарстане имеет тенденцию к улучшению. Комитет по туризму активно занимался поиском инвесторов, и несколько десятков пляжей республики были приведены в нормативное состояние.
С Казанью ситуация хуже, хотя, казалось бы, возможность и коммерческая привлекательность в городе в разы выше, чем в условном Мамадыше.
«Я считаю, что мы опять сталкиваемся с историей, что муниципалитет в конкретном случае не дорабатывает. Ни с точки зрения собственного содержания, ни с точки зрения привлечения инвесторов. Хотя потенциально это интересный туристический и досуговый объект, который можно сделать фишкой Казани», — заявил Серов.
По мнению депутата, инвесторы не идут на казанские пляжи потому, что город не занимается этим централизованно. Если, к примеру, в общепите достаточно найти хорошее место, получить разрешение и можно начинать работать, то с местами отдыха на воде так нельзя: нужно «прийти на поклон» в комитет внешнего благоустройства, в комитет потребительского рынка, в МЧС и так далее.
«Для того чтобы это все заработало, нужно ответственное лицо. Я об этом говорю каждый год, нужна единая точка входа, чтобы любой инвестор мог прийти, дать свое предложение, где будет все ясно и понятно. Пока такой системы работы нет», — заявил Серов.
Казанский урбан-активист Дмитрий Сагдеев считает, что проблема нехватки пляжей — всероссийская.
«Мне кажется, у нас чиновники просто боятся организовывать новые пляжи и эксплуатировать старые по той причине, что если кто-то утонет на официальном пляже, кому-то придется за это отвечать. У нас в стране пропало понятие „несчастный случай“. Если вдруг погиб человек, то с вероятностью 99% найдут ответственного и покарают его. Поэтому открывать какие-то потенциально опасные для жизни объекты у нас не стремятся», — считает он.
При этом Сагдеев отметил, что Казань — очень водный город, который находится на слиянии двух рек. Плюс в столице Татарстана много озер, но пляжей для таких площадей мало. Хотя еще несколько лет назад их было больше. Раньше люди купались у «Чаши», на месте, где сейчас строят Детский парк, а также у «Ривьеры».
«Я не испытываю иллюзий, что у нас могут открыть новые места для купания на общественных водоемах. Вряд ли куда-то денется боязнь ответственности за утопленников. Хотя снизить их число помогло бы открытие большего числа официальных пляжей. Сейчас, если человек утонул в неположенном месте, — сам дурак, а если в положенном месте — его как будто туда пустили. Такой замкнутый круг», — заявил Сагдеев.
Официальная статистика действительно говорит, что на санкционированных пляжах тонут крайне редко. Чаще всего люди погибают в несанкционированных местах для купания с непонятным дном, без спасателей. Купаются там по вполне понятной причине — официальных пляжей не хватает. Мало кто хочет купаться, как селедки в бочке, на пляжах «Локомотив» или «Нижнее заречье», а уж в озере, так тем более. Власти же этого словно не замечают.
«Когда я размышляю о подобных вещах, мне вспоминается, как в нулевых годах мы смотрели концерты Михаила Задорнова, который любил смеяться над американцами в том числе за то, что они на каждое происшествие подают в суд, ищут ответственного за все. И как-то мы сами не заметили, что со временем мы пришли к тому же самому и стали искать ответственных», — говорит Сагдеев.
Еще одним противником купания зачастую является Роспотребнадзор. В этом году управление еще не озвучивало данные о состоянии воды и песка на казанских пляжах, но, судя по практике прошлых лет, купаться в Казани можно будет примерно нигде.
Пока что казанцам остается завидовать сельчанам. За пределами городов словно и нет никакого Роспотребнадзора, никто и никогда не проверяет речки и озера. Хотя в воде там наверняка есть что похуже кишечной палочки.
В городе же куда проще поставить знак «Купаться запрещено» и год из года сметать с него пыль. Нарушаешь запрет — это твой личный выбор. Утонешь — сам виноват, никто тебя не заставлял в воду лезть. И вот, выходит тихий компромисс.