По состоянию на 7 июня 2024 года, сотрудники Госавтоинспекции Казани составили 108 административных материалов за превышение шума, издаваемых транспортными средствами. По словам замначальника управления Госавтоинспекции МВД по РТ Айрата Самигуллина, жалобы участились с начала мотосезона, который стартовал 25 мая.
Больше всего обращений поступает от жителей домов, которые расположены по основным транспортным артериям Казани: проспект Универсиады, улицы Салимжанова, Павлюхина, Горьковское шоссе и т. д.
По словам Бударагина, данный параметр должен соответствовать нормативному документу ГОСТ Р 41.41-2001. Он проработан в соответствии с мировыми стандартами. Эксперт отмечает: официально стандарт отменен, однако на практике сотрудники ГИБДД ориентируются именно на этот документ, когда оценивают нарушение и назначают наказание.
Исходя из упомянутого ГОСТа, для мототехники, объем двигателя которых превышает 175 кубических сантиметров, допустим уровень шума 80 дБ. Стандарт действует также по отношению к легковым автомобилям и технике, оснащенной прямоточным глушителем.
Штраф за нарушение сейчас составляет всего лишь 500 рублей, однако в прошлом году в Госдуме вынесли предложение: шум мотоциклов ночью должен наказываться штрафов как минимум в размере 5000 рублей. Бударагин также отметил, что у владельцев слишком громких мотоциклов могут возникать проблемы с прохождением техосмотра.
Существует два основных способа сделать глушитель мототехники менее шумным, привести его к норме.
«Первый метод достаточно прост — нужно поменять набивку в глушителе при помощи специального комплекта и соответствующих инструментов. После этой процедуры звук должен стать немного тише. Если он по-прежнему слишком громкий, и вы не хотите получить штраф, то есть другой метод. По мнению экспертов, надо активнее подключать к работе мотобат ГИБДД и „добавить жесткача“», — говорит Бударагин.
Самая частая причина шума — ревущий «прямоток» вместо штатной и тихой выхлопной трубы у мотоциклов. Некоторые недобросовестные мотоциклисты устанавливают на свою технику прямоточные глушители, которые вовсе не глушат двигатель. За такое «усовершенствование», говорит эксперт, можно поплатиться не только штрафом за повышенную шумность, но и за внесение изменений в конструкцию. А это может грозить прекращением регистрации.
«При этом установка „прямотока“ на обычные, не болидные транспортные средства, — это, по сути, пускание пыли в глаза, ведь мощность двигателя от этого не меняется. Иными словами, шум ради шума», — говорит руководитель юридической группы.
Однако такие действия нарушают минимум две статьи КоАП РФ:
«Наказание по этим статьям, правда, смехотворное: предупреждение или штраф в 500 рублей. Периодически законотворцы вносят предложения увеличить санкции к шумным байкерам. Так, зампред комитета нижней палаты парламента по экологии и охране окружающей среды Михаил Старшинов предлагал увеличить штраф с сегодняшних 500 рублей до 5 тысяч. По его мнению, нынешняя санкция, да еще с возможностью заплатить половину суммы, неэффективна. Но воз и ныне там», — говорит Бударагин.
Напомним, ранее создатель школы мотошколы Safarmotors Ильшат Сафаров подчеркнул, что покой граждан нарушает лишь малая часть мотоциклистов — от 5 до 10%. Однако общее восприятие таково, что предвзято относятся ко всем владельцам мотоциклов.
«Ночью во двор может заехать автомобиль с громко играющей музыкой. При этом они [автомобилисты] не попадают в эту тенденцию шумности, а мотоциклисты, к сожалению, попадают», — сказал Сафаров.