Здание мечети, построенное в 1995 году, устарело функционально и эстетически и не соответствовало запросам мусульманской общины. В 2018 году был проведен конкурс на определение проектного решения — выбор сделали в пользу архитектурной мастерской «Арканика». За 22 года работы она выполнила более 60 проектов, включая реконструкцию штаб-квартиры «Татнефти» и благоустройство сквера «Каракуз» в Альметьевске.
Новый проект по задумке превращает мечеть в религиозно-просветительский центр, где переплетаются культовые и общественные функции. Эта идея воплотилась в жизнь благодаря инновационному архитектурному решению — к основному зданию был пристроен новый стилобат, что позволило расположить центр в двух уровнях.
Первый — стилобат с общественными функциями — многофункциональным залом для собраний общины, национальным рестораном, халяльным магазином и зоной для ритуальной части. А второй — сама мечеть с просторной площадью.
Совмещение религиозной и общественной функции широко распространено в современных мечетях. В качестве примера можно привести мечеть «Город образования» совмещенную с Катарским факультетом исламоведения в Катаре или Мечеть и Исламский культурный центр в Риме, который реализован в 1976, где помимо молельного зала разместились образовательный отдел с библиотекой и классами, конференц-зал на 400 человек, выставочная зона и две жилые квартиры.
Подобные решения сокращают дистанцию между религиозным сообществам и горожанами, способствуют культурному обмену, интегрируют культовые объекты в городскую ткань.
Что касается нашего проекта, Исламского религиозно-просветительского центра им. Ризы Фахретдина, тут произошло четкое разделение: в мечети остались молельный зал, залы омовения, помещение Никаха и имянаречения, музей, детская игровая комната и административные помещения, в объеме мечети разместились светские функции: многофункциональное фойе, где могут проводиться конференции, выставки, общественные мероприятия, кафе, халяльный магазин и зона прощания (ритуальные услуги).
Вход на объект абсолютно свободен для всех посетителей, вне зависимости от конфессии. Исключение составляет время намаза — в это время вход в молельный зал доступен для мужчин, а женщины могут пройти на балкон молельного зала. Уже днем после открытия по объекту гуляли горожане с интересом рассматривая различные зоны — люди приходили семьями, многие с детьми, делали фото в различных пространствах. После осмотра здания многие останавливались в кафе — выпить чая или поесть мороженого.
На городской площади в уровне стилобата будут расположены МАФы (малые архитектурные формы) индивидуального изготовления — скамьи с озеленением в центре, а также летняя терраса кафе с видом на Каскад прудов. Площадь в уровне мечети не предусматривает активного благоустройства, только скамейки по периметру, так как она носит функцию видовой площадки и религиозной площади во время праздников.
Таких задумок много, но перечислю самые главные:
— паттерн на фасаде — традиционный татарский орнамент, переосмысленный с помощью параметрического моделирования — он то появляется, то исчезает, пропуская свет в интерьеры;
— портал входной группы северного фасада содержит несколько интересных элементов: Первый — двери с инкрустацией из металла с традиционным растительным орнаментом, существующий вид дверей — временное решение, которое будет заменено. Второй — балкон, с которого имам может читать Хутбу во время пятничной молитвы;
— витраж над балконом из стекла ручной работы;
-молельный зал достаточно лаконичный, но и там есть несколько интересных элементов, помимо игры светотени: внутренняя поверхность купола выполнена из плавных слоев, находящих друг на друга — это метафора богатой истории ислама в Альметьевске. Минбар и михраб выполнены из натурального камня по индивидуальному дизайну;
— многофункциональное фойе в стилобате также выделяется по дизайну: пространство освещается естественным светом не только благодаря панорамному остеклению, но и при помощи световых фонарей в кессонированной части потолка, другая часть потолка представляет собой орнамент из металлических изогнутых панелей — отсылка к татарской ремесленной технике филиграни.
Стоит отметить и конструктивные особенности стилобата — для удобства проведения мероприятий, центральный пролет составляет 18 метров. Ключевой элемент интерьера фойе — гипсовое 18-метровое панно с растительным орнаментом, выполненное художниками по заданию архитекторов. В настоящий момент на объекте смонтирован только фон, который скоро дополнят объемные цветы, вдохновленные лугами Татарстана.