Posted 20 июня, 06:05

Published 20 июня, 06:05

Modified 20 июня, 06:09

Updated 20 июня, 06:09

Эхо русского дворянства: в столице стартовал фестиваль «Усадьбы Москвы»

20 июня 2024, 06:05
В тени вековых деревьев московских имений скрыты истории, которые ждут, чтобы их рассказали. Во что играли и как проводили время дворяне в XIX веке? Как выглядел интерьер усадеб? И что же такое бирюльки, о которых многие слышали, но не видели — обо всем этом можно узнать на фестивале «Усадьбы Москвы

Назад в прошлое

В столице России стартовал фестиваль «Усадьбы Москвы» — уникальный проект, который воссоздает атмосферу дворянской эпохи. В этом году он объединил 40 площадок, в 2023-м участие принимали лишь 15.

Куратор фестиваля Ирина Кокорева отмечает: имения бывают загородные и городские. Принципиальное их отличие в том, что у первых есть зеленая территория. Это, в свою очередь, напрямую влияет на формат мероприятий, которые можно там проводить.

«Городские усадьбы являются шедеврами архитектуры Москвы, памятниками под открытым небом, и мы тоже не можем обделить их вниманием. В первом летнем сезоне мы делали акцент на загородные площадки, зимой — на городские. В этом сезоне сделали комплексный проект, все усадьбы представлены примерно в равном количестве», — рассказала Кокорева.

Среди площадок есть и такие, что ранее были недоступны для широкой публики. Например, дом золотопромышленника Николая Стахеева на Новой Басманной — он знаком российским зрителям по готическому залу, где собирались участники шоу «Битва экстрасенсов» и «Битва сильнейших». Более старшее поколение может узнать особняк по кадрам из сериала «17 мгновений весны». Подсказка: ищите его в восьмой серии.

В доме сохранился подлинный интерьер — пол, потолки, лепнина несут в себе отпечаток времени. Поэтому, по словам Кокоревой, проводить в особняк большое количество людей каждый день нельзя.

Еще одной из площадок, которая принимает участие в фестивале, стала усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки». Здесь проходят уроки садоводства, мастер-классы по чеканке, каллиграфии и историческим танцам. Всех желающих ведущие научат готовить варенье и джемы, создавать гербарии и сувениры из сухоцветов, а также поделятся старинными рецептами.

Вся усадьба сохранила свой исторический облик: в первой половине XIX века Сергей Голицын вложил в благоустройство имения более миллиона рублей –– невообразимые для того времени деньги.

При входе в «Влахернское-Кузьминки» вас встретит величественное здание конного двора, построенное в 1805 году. Оно состоит из конюшни, сараев для карет и жилых флигелей. Чтобы полностью оценить его красоту, стоит отойти подальше, к мосту. Неподалеку, скрытый среди деревьев, находится и птичий двор. Когда-то вместе с гусями и утками здесь разгуливали цесарки и павлины.

Поиграть в крокет, сменить образ, пройти квест: что делать на «Усадьбах Москвы»

Фестиваль предлагает разнообразные формы досуга: пикники и экскурсии, театральные представления и мастер-классы, кинопоказы под открытым небом и концерты. Всего за 93 дня — с 15 июня по 15 сентября — в рамках «Усадеб Москвы» пройдет 2,5 тысячи мероприятий. Большинство из них открыты для всех желающих, но некоторые требуют предварительной регистрации.

Одной из самых «мистических» форм досуга является квест-игра «Яков Брюс в поисках утерянной книги», в которой По легендам, сподвижник Петра I спрятал в Басманной слободе книгу, написанную самим царем Соломоном. Участникам квеста предстоит выполнить интерактивные задания, чтобы раскрыть тайну местонахождения книги и получить предсказание.

«Наша цель — показать туристам и москвичам, что мы имеем подлинное историческое наследие. Нам не нужно ничего строить и придумывать, Москва уже богата, наша скромная задача — лишь обратить на это внимание в интересном формате для каждой аудитории», — говорит Кокорева.

Погрузиться в историю можно также примерив наряды XIX века или сыграв в давно забытые игры — лапту, крокет, городки, петанк и бирюльки.

«Многие дети и взрослые слышали выражение „играть в бирюльки“, но не понимают, как они выглядят. Я тоже была в числе этих людей и совершенно не понимала, кто и когда в них играл», — признается куратор фестиваля.

Подчеркивая масштаб этого сезона, Кокорева говорит: опыт прошлого года позволил организаторам лучше понять предпочтения различных групп посетителей и усилить программу в соответствии с этими знаниями.

Подпишитесь