Posted 22 июня, 03:51
Published 22 июня, 03:51
Modified 22 июня, 03:51
Updated 22 июня, 03:51
Сегодня в Красную книгу Татарстана на занесен 631 вид животных и растений. В число редких и находящихся под угрозой исчезновения видов входят 226 животных, 318 растений и 87 грибов. Сейчас в республике идет работа по подготовке к переизданию книги. Новая версия появится в 2025 году.
Всего, по словам Юрия Горшкова, главного научного сотрудника Волжско-Камского государственного заповедника и профессора Казанского федерального университета, в новую редакцию Красной книги специалисты предлагают внести 11 новых видов позвоночных животных, а исключить — 6 видов. Также поменяются категории редкости 10 видов животных. Ситуация с ними становится лучше.
«Все идет своим чередом, как и происходило на протяжении столетий. Каких-то животных становится меньше, каких-то больше. Если раньше обыкновенная горлица была многочисленным видом, то сейчас она в Красной книги не только Татарстана, но и России. При этом лебедь-шипун до конца 70-х прошлого века в республике отсутствовал. В настоящее время он встречается во всех крупных водоемах. С другой стороны, лебедь-кликун, ранее гнездящийся в Татарии, теперь крайне редок. Большая белая цапля, большой баклан с недавних пор активно оккупируют водоемы республики», — рассказал Горшков.
По словам эксперта, тенденция такая, что южные виды продвигаются на север в связи с остепнением и потеплением климата, а северные все отступают. Особенно вызывает опасения судьба животных обитателей таежных экосистем, таких как бурундук, летяга, красная полевка, филин, трехпалый дятел.
Что касается растительного мира, то, по словам казанского ученого, общественного деятеля Сергея Мухачева, все архивные виды растений необходимо включать в Красную книгу, так как их осталось немного. Хороший пример — дремлик широколистный, которого нет в перечне. Плюс в городах есть ряд редких растений, поэтому, по мнению эксперта, было бы правильным сделать в Красной Книге специальные разделы делать по городам и районам.
Мухачев отметил, что в последнее время в республике есть проблема с климатом и уровнем воды в реках. Многие редкие виды гибнут, не выдерживая растущего загрязнения и постоянного колебания уровня воды. Ужовник, касатик сибирский сокращают уровень популяции. Даже несмотря на то, что какие-то виды подсаживают в водоемы.
«Ситуация тревожная. Нужно создавать микрозаповедники, обследовать все это. На общественных началах, как это происходит сейчас, всего не охватишь. Чтобы узнать, что происходит с видом, нужно знать численность популяции и смотреть динамику по годам. Хорошо было бы, чтобы работа наших биологов была профинансирована, чтобы все природное наследие было под контролем», — заявил Мухачев Inkazan.
В 2013 году в республике начали возрождать популяцию Алтайских маралов. Тогда в Татарстан привезли 50 голов, еще 20 голов завезли в 2014-м. Все они в полувольном состоянии обитали в Свияжском опытном хозяйстве на территории Зеленодольского района. Маралы адаптировались к местному климату, дали потомство, и в 2017 году их выпустили на свободу. Сегодня их популяция в республике уже насчитывает свыше 600 особей.
В 2023 году Глава Минэкологии Татарстана Александр Шадриков представил проект по восстановлению популяции сокола-балобана. В республике гнездо этой птицы было зафиксировано в 1974 году. Теперь в Камско-Устьинском районе создали Центр по реинтродукции этого редкого вида птиц. В рамках проекта уже изготовлены и установлены хэки — искусственные гнезда для птенцов, организован лагерь для волонтеров. В 2023 году в Татарстан привезли 10 соколят из подмосковных питомников.
Татарстан пытался начать разводить в республике и тех животных, которых здесь никогда не было. Главным примером стал снежный барс — символ республики.
Впервые о стратегии сохранения снежного барса в Татарстане начали говорить еще в 2016 году. Изначально власти рассматривали несколько вариантов размещения подобного центра. Даже после того, как всемирный фонд дикой природы (WWF) и Институт проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН выступили против создания в Волжско-Камском заповеднике Татарстана центра выращивания и размножения снежных барсов, регион не терял надежд.
Но в итоге глава Татарстана Рустам Минниханов согласился создать центр на Алтае. А в Татарстане специалисты будут проводить научно-исследовательскую работу.
В министерстве экологии республики на запрос редакции Inkazan отметили, что в настоящее время подготовлена концепция создания Центра с научно-техническим обоснованием необходимых конструктивных решений. Утверждено техническое задание на проектирование Центра «Ак Барс» в Камско-Устьинском муниципальном районе. На этом все.
Что касается Алтая, то Центр «Снежный барс» будут строить в границах ООО «Карым» на территории площадью 9486 га.
«Участки ООО „Карым“ отличаются высокогорной местностью и естественными условиями среды обитания для ирбиса. При размещении на данной территории не потребуется акклиматизация и животное будет находиться в комфортных для него условиях с наличием необходимой кормовой базы», — рассказали Inkazan в минэкологии, добавив, что концепция и документация уже подготовлены.
Также на территории «Карыма» уже построили научно-административный блок, жилые корпуса и вольеры.
В прошлом году стало известно, что в Татарстане рассматривают возможность разведения зубров. Тогда даже озвучивались территории для разведения — заказник «Мешинский», расположенный вдоль поймы реки Меши в пяти районах республики: Сабинском, Тюлячинском, Пестречинском, Рыбно-Слободском и Лаишевском.
Начальник управления охраны животного и растительного мира госкомитета Ринат Чиспияков заявлял, что зубры — исконные жители лиственных и смешанных лесов, предпочитающие низменные, местами заболоченные лиственные леса.
Больше новостей о разведении этих животных в Татарстане не было. Зато зубров уже разводят в Башкирии. В 2023 году их привезли из Беловежской пущи.
«Это наши, уже башкирские зубры, которых нам передали наши братья-белорусы […]. Наша цель — чтобы через какое-то время зубры стали естественной частью природы Башкортостана. Пока все идет хорошо», — писал в своих социальных сетях глава региона Радий Хабиров.
По словам Горшкова, акклиматизация, имевшая широкий размах в начале и середине 20 века, в настоящее время получила противоположный вектор развития — борьба с инвазионными (искусственно вселенными) видами. В советском периоде и в России кого только не пытались акклиматизировать. Удачно получилось только с ондатрой, акклиматизированной в 1929 году. А все остальное не сложилось.
Так было и с шиншиллой, и с нутрией, и с норкой. Например, когда завезли американскую норку, и она практически повсеместно вытеснила европейскую, а енот-полоскун, обитатель Американского континента, акклиматизированный в южные регионы России стал бичом и природы и человека. На Кавказе он получил псевдоним енот-потаскун.
Что касается реинтродукции зубра, то, эксперт отметил, что в их историческом ареале сейчас идет успешное восстановление популяций преимущественно на особо охраняемых территориях федерального значения. Примеры тому Орловская, Калужская, Владимирская, Брянская области
«В Татарстане это малоперспективное занятие. У нас же и ирбиса хотели разводить, хотя животное обитает на высоте 3-5 тысяч метров, там совершенно другие условия, а его хотели завести в наши болота, к нашим клещам и комарам. Я свою оценку этому проекту уже давал», — заключил Горшков.
Очевидно, что разведение барсов и зубров звучит куда пафоснее, чем сохранение ужовника и малой поганки, поэтому «Деньги на эти цели запланированы. Деньги есть», а остальные будут вымирать «своим ходом».