В мире, где технологии стирают границы между реальным и виртуальным, мошенники находят новые способы проникнуть в нашу жизнь. Они не носят масок, не оставляют отпечатков пальцев, их оружие — слова и убедительность. Их добыча — доверие и сбережения ничего не подозревающих граждан.
Представьте: звонит телефон. На экране — неизвестный номер, но что-то подсказывает вам ответить. Голос на другом конце провода представляется сотрудником службы безопасности. Он говорит о срочности, о крупной сумме, которую якобы пытаются украсть с вашей карты. «Назовите номер карты и код, чтобы мы могли защитить ваши средства,» — убеждает он. Но это ловушка.
Это лишь одна из их ролей. Другая категория мошенников — «сотрудники МВД». Ход действий тот же, они предлагают помощь и просят личные данные. Нередко звонят «мобильные операторы», которые могут предложить смену тарифного плана, подключение различных опций или замену SIM-карты. Чтобы реализовать любое из действий, абоненту необходимо продиктовать код из смс, который придет на его номер. С помощью этого кода мошенник получает доступ к личному кабинету пользователя на официальном сайте оператора и настраивает переадресацию сообщений и звонков с номера жертвы на свой.
Большинство людей, особенно пожилого возраста, ведутся на уловку и называют все, что от них просят. Только за 2023 год, по оценкам Сбербанка, мошенникам удалось похитить 252 млрд рублей.
Директор Центрального региона билайн Дмитрий Глотов подчеркивает, что сегодня практически каждый человек сталкивался с попытками обмана, поэтому компания делает значительный акцент на продуктах для безопасности и изменении сложившейся ситуации.
«Теперь первое, что слышит наш клиент, набирая номер мобильного консультанта 0611, — информацию о безопасности. билайн предупреждает, что не стоит сообщать личные данные и коды из смс по телефону, а договор на услуги связи бессрочный и продлевать его не нужно», — уточняет спикер.
Так, в 2024 году от влияния телефонных мошенников было защищено около 4 млн клиентов — это на 50%, чем за аналогичный период прошлого года.
Это стало возможным благодаря внедрению передовых решений для предотвращения спама и телефонного мошенничества. Для всех клиентов билайна по умолчанию работает «Купол безопасности». Он включается только в момент массированной мошеннической атаки и блокирует на короткий промежуток входящие звонки. Затем оператор предупреждает клиента о том, что на его номер была совершена атака со стороны мошенников, чтобы он был более бдительным. Купол не надо подключать отдельно, он сработает автоматически при необходимости.
«Самая долгая мошенническая атака в Татарстане длилась порядка 6 минут, за это время злоумышленники пытались дозвониться до одного абонента более 290 раз. Благодаря „Куполу безопасности“, все попытки оказались безуспешными», — делится данными Глотов.
В целом, антифрод-система билайна с начала 2024 года в Татарстане заблокировала 1,3 миллиона мошеннических звонков, из которых более 30% были направлены в адрес людей старше 60 лет. Республика занимает четвертое место в антирейтинге регионов России с наибольшей активностью телефонных мошенников, уступая Москве, Санкт-Петербургу и Ставрополю.
«Пожилые люди в связи со своим возрастом очень доверчивы и менее подготовлены к тем вопросам, с которыми обычно звонят мошенники. Но хорошая новость в том, что ни один из этих вызовов не прошел, наши системы их заблокировали», — сказал Глотов.
При этом эксперты признают: звонок с незнакомого номера не всегда является попыткой мошенничества. В случаях, если антифрод-система билайна хотя бы на 1% не уверена в намерениях обмануть звонящего, она маркирует вызов как «возможный спам», позволяя абоненту самостоятельно решить, стоит ли отвечать на звонок.
В мобильном приложении билайн можно подключить сервис «Виртуальный помощник», базовая версия которого доступна абсолютно бесплатно. С его помощью клиенты билайна могут заблокировать звонки от спамеров и мошенников — с ними поговорит личный цифровой ассистент, а также ему можно доверить прием обычных звонков, когда неудобно или нет желания отвечать по телефону самому. Помощник узнает цель звонка и пришлет детали разговора в мобильное приложение билайна или Telegram-бот.
Если разговор с мошенником все же состоялся и человек оказался под воздействием злоумышленников, например, сообщив им персональные данные, то клиент билайна может обратиться в «Группу быстрого реагирования» и получить информацию о том, как себя обезопасить. Сделать это просто — с помощью электронного консультанта билайна по номеру 0611 или в чате мобильного приложения.
«За последние два месяца количество обращений на горячую линию на тему спама и мошенничества снизилось в два раза. Впереди еще огромный фронт работы, но первые результаты уже есть», — резюмировал Глотов.
Так, по итогам исследования ComNews Research билайн был признан самым безопасным оператором России по трем основным критериям: эффективность инструментов против подмены номеров, защита от нежелательных звонков и доступность «серых» SIM-карт.
По мнению директора Казанского отделения билайн Анвара Шахмаева, современная мобильная связь — это комфортное общение с близкими, оперативный доступ к информации и многое другое. «Для повышения надёжности сети мы используем разные технологии. Их совокупность внутри компании мы называем „умной сетью“», — объяснил спикер.
Элементами такой smart-сети стали рефарминг (ускоряет интернет), SON (подстраивает сеть под клиента), «Виртуальный эксперт» (непрерывно мониторит телеком-оборудование с помощью искусственного интеллекта), VoLTE (передача голоса по сетям LTE) и VoWiFi (повышает качество звонков, в частности, на последних этажах высоток или внутри бизнес-центров). Все эти технологии и сервисы работают на сети билайн в Татарстане.
Важно понимать, что основа нашей безопасности — это личная бдительность и ответственное отношение. Не отвечать на подозрительные звонки, отпишитесь от всех ненужных аккаунтов и не отправляйте через личные сообщения в соцсетях и мессенджерах данные документов, не переходить по непонятным ссылкам — эти простые меры также помогут вам защититься от мошенников и хакеров.