Президент России Владимир Путин подписал законопроект о новой прогрессивной шкале НДФЛ — она будет варьироваться от 13% до 22% в зависимости от годового дохода человека. Изменения в силу вступят не сразу — с начала 2025 года. Также документом повышается налог на прибыль организаций — с 20% до 25%.
Если человек зарабатывает до 2,4 миллиона рублей в год (не более 200 тысяч рублей в месяц), то НДФЛ у него останется на уровне 13%. Если доходы от 2,4 миллиона до 5 миллионов рублей в год (от 200 тысяч до 416 тысяч рублей), то процент налога вырастет до 15%.
При годовом доходе от 5 до 20 миллионов рублей (от 416 тысяч до 1,666 миллиона рублей в месяц) НДФЛ увеличится до 18%. Если человек зарабатывает от 20 до 50 миллионов в год (от 1,666 миллиона до 4,666 миллиона рублей в месяц), то налог составит 20%.
И самая элитная категория — люди, зарабатывающие более 50 миллионов рублей в год, или более 4,666 миллиона рублей в месяц. Их НДФЛ вырастет до 22%.
Важное уточнение — повышенный налог будет взиматься только с той суммы, которая превышает тот или иной порог. Например, человек зарабатывает 7 миллионов рублей в год. Тогда 2,4 миллиона из его зарплаты будет считаться по НДФЛ в 13%, сумму от 2,4 миллиона до 5 миллионов — по ставке в 15%, а от 5 до 7 миллионов — по ставке 18%.
Сразу после объявления о введении новой налоговой шкалы появился вопрос, а как сильно это ударит по спортивным командам, особенно хоккейным и футбольным.
«Такие существенные налоговые реформы, как правило, отражаются на всех сферах экономики. Профессиональный спорт как часть индустрии развлечений, несомненно, также будет существенно затронута, поскольку основная статья расходов в клубах — выплаты игрокам.
Именно под размер совокупных выплат, в основном, ежегодно верстаются их бюджеты. Увеличение налогообложения повлечет соразмерное увеличение аппетитов игроков для сохранения своего „чистого“ дохода после удержания налогов», — рассказал Inkazan руководитель практики международного налогообложения и налогообложения частных лиц фирмы «Орлова\Ермоленко» Дмитрий Парамонов.
У футбольного «Рубина» расходы на оплату труда в 2023 году составили 1,77 миллиарда рублей. Этот показатель вырос на 22,88% по сравнению с 2022 годом. Траты на зарплаты управленческому персоналу, в свою очередь, снизились с 162,7 миллиона до 64,4 миллиона рублей.
В пресс-службе футбольной команды сообщили Inkazan, что будут принимать во внимание вступающие в силу налоговые изменения.
У хоккейного «Ак Барса» статья расходов оплаты труда в 2023 году подскочила почти в два раза по сравнению с 2022 годом — с 1,83 миллиарда до 3,01 миллиарда рублей. Обе суммы значительно больше, чем у «Рубина».
В пресс-службе «Ак Барса» рассказали нашему изданию, что ждут разъяснений от Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) по изменениям в налоговом законодательстве.
У волейбольного «Зенит-Казань» и баскетбольного УНИКСа в бухгалтерских отчетностях не указаны траты на оплату труда. Inkazan направлял запрос в пресс-службы обоих клубов, но там на момент написания материала не ответили.
У челнинского «Камаза» траты на оплату труда работников в 2023 году выросли на 31,3% — до 96,4 миллиона рублей. У футбольного «Нефтехимика» этот показатель вырос сразу на 68,8% — до 266,6 миллиона рублей. А хоккейный «Нефтехимик» в 2023 году потратил на зарплаты 832,1 миллиона рублей — на 32% больше, чем годом ранее.
«При существующих перспективах расходы вырастут пропорционально новой схеме налогообложения, поскольку налог на доходы физических лиц уплачивается работодателем. Очень многое зависит от того, насколько качественно юридические службы клубов отработали возможные риски при подготовке и подписании контрактов еще до принятия новых ставок НДФЛ», — считает заместитель генерального директора фирмы «Зеленая Защита» Дмитрий Кашинцев.
Он также считает, что далеко не во всех видах спорта зарплата спортсменов может попасть в прогрессивную шкалу НДФЛ. Также все зависит от уровня лиги, в которой выступает спортсмен. Кашинцев считает, что новая ставка повлияет только на рост налоговой нагрузки спортивных клубов и пересмотру действующих контрактов.
Парамонов, в свою очередь, считает, что в среднем зарплатная ведомость клубов увеличится примерно на 5-6%. Это, по его словам, может казаться несущественной суммой, однако в абсолютных числах она может потребовать изыскивать существенные объемы финансирования.
«Как правило контракты не содержат формулу вознаграждения, которая основана на размере „чистого“ дохода, потому что в трудовом договоре указывается полная сумма ежемесячного дохода. Разница в выпадающем чистом доходе может быть компенсирована в премиях и бонусах», — добавил Парамонов.
Сложности в предварительных подсчетах возможных изменений могут возникнуть еще на этапе выяснения зарплат спортсменов профессиональных клубов. Команды обычно не раскрывают эту информацию, а данные инсайдеров могут быть не точными.
Из известного — оклад Александра Радулова в «Ак Барсе» в сезоне 2023/24 составил 90 миллионов рублей. «Спорт-Экспресс» не указывает, учитывает ли эта сумма НДФЛ. Если нет, то от оклада выплатили 11,7 миллиона рублей налогов. При новой же системе выплаты в бюджет увеличатся до 18,2 миллиона рублей.
Другой пример — бывший защитник «Рубина» Мацей Рыбус заработал за сезон в клубе 35 миллионов рублей. По пока действующей системе НДФЛ составил 4,55 миллиона рублей, а по новой налог вырос бы до 6,4 миллиона.
Уход в «серые» схемы, считают эксперты, в данном случае маловероятен из-за работы Федеральной налоговой службы, которая стала сильнее следить за доходами блогеров, спортсменов и других миллионеров. Но и исключать такой вариант Парамонов не стал.
«Российские спортивные клубы умеют творчески подходить к вопросу выплаты зарплат своим спортсменам, можно вспомнить даже выплаты под прикрытием благотворительности. Поэтому нельзя отрицать того, что в условиях ограниченности средств клубы будут искать способ сэкономить на налогах через различные схемы», — сказал эксперт.
В свою очередь Кашинцев уверен, что уход в «серые» схемы оплаты труда рискован прежде всего для самих спортсменов. Он напомнил, что НДФЛ учитывают со всех доходов, которые получил человек. При этом ряд спортсменов основной доход получают от рекламных и спонсорских контрактов.
«Учитывая то, как в последнее время налоговые органы внимательно следят за гражданами, получающими высокие доходы, использование „серых“ схем само по себе нецелесообразно для спортсмена, так как грозит привлечением к ответственности, а это удар по репутации и возможность приостановления карьеры, потеря рекламных контрактов и тому подобное», — сказал Кашинцев.
В результате можно сделать вывод, что каких-то изменений в финансовой структуре спортивных клубов не ожидается, пока изменения в шкалу НДФЛ не вступят в силу. Будут ли сами спортсмены зарабатывать меньше — покажет время.