Posted 1 августа, 03:56
Published 1 августа, 03:56
Modified 1 августа, 03:56
Updated 1 августа, 03:56
Планы строительства Восточного выезда впервые озвучили в 1992 году. Тогда Совет министров Башкортостана принял постановление «О строительстве автотранспортного тоннеля через реку Уфа в створе улицы Округ Галле». Прокладка дороги началась в 1999 году. В течение пяти лет — до 2004 года — сделали проходку шахтного комплекса и канализировали участок реки.
«Дорогу закладывал еще Борис Ельцин вместе с первым президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым. Там построили совсем небольшой участок дороги и тоннели, и перестали строить. Засыпать туннель не имели права — тогда бы возбудили уголовные дела о нецелевом использовании денежных средств. Поэтому ежегодно уходило более 120 млн рублей на „поддержание“ стройки», — рассказал Inkazan главный редактор Mkset, житель Уфы Линар Мингазов.
В 2007 году проект заморозили. На дальнейшую стройку у республики денег не было. Возобновить строительство решили в 2013 году. Так как деньги не нашлись, строить решили на условиях государственно-частного партнерства. Активно за работу взялись в 2020 году.
Республиканские власти рассчитывали, что дорога разгрузит городские улицы от транзитного транспорта, выведет потоки из Уфы на федеральную трассу М-5 «Урал», а также снизит транспортную нагрузку на Бельский мост и мост через Уфимку.
«Это один из самых дорогих инфраструктурных объектов за последние десятилетия и, конечно, очень ожидаемый», — говорил на открытии магистрали глава региона Радий Хабиров.
Сегодня Восточный выезд — единственная дорога в регионе с разрешенной скоростью в 120 километров. Проезд экономит почти полчаса пути. Если раньше поездка через проспект Салавата Юлаева и Южный выезд на трассу М-5 занимала около 40 минут, то новая автодорога при хорошем раскладе позволяет выехать к селу Русский Юрмаш за 10 минут.
Хотя проезд и открыли весной, до лета для автомобилистов дорога была бесплатной. Летом все вернулось в нужное русло и стоимость проезда днем составила 100 рублей для легковых автомобилей и 250 — для грузовых. Ночью с 00:30 до 6:00 часов легковушки пропускают за 20 рублей, а грузовики — за 100.
По русской традиции, сразу после открытия крупного проекта стали проявляться первые недоработки. Так, весной, садовые товарищества «Зауфимье», «Восход», «Калин», «Черёмушки» оказались затоплены. Позже выяснилось, что при строительстве Восточного выезда застройщик поднял уровень дороги, и поселения оказались в низине. Во время паводка воде просто некуда уходить, кроме как на участки садоводов.
Другой недочет касался уже технического вопроса: как только проезд стал платным, горожанам объявили, что они смогут оплачивать его при помощи транспондера. Однако оборудование на самой дороге начало ломаться, и в часы-пик горожане стояли в пробках по 40 минут.
“Транспондер стоит больших денег, люди его купили, а он постоянно не работает, и из-за этого появляются пробки. Что касается цены на проезд, как по мне, она завышена. 100 рублей с легковой машины, если человек туда-сюда ездит, — это 200 рублей в день, 20 рабочих дней — это 4 тысячи за проезд», — поделился мнением Мингазов.
Не обошлось и без финансовых просчетов. С водителей начали списывать лишние средства. Вместо 100 рублей — 250 рублей.
Когда автоэксперты комментируют строительство платных дорог, многие заявляют, что это норма, но у горожан должен быть альтернативный выбор. В июле мост через реку Уфу, соединяющий Шакшу с остальной частью города, перекрыли. Единственной альтернативной для автолюбителей остался платный «Восточный выезд», и выбора у горожан просто не было.
«Восточный выезд нужный проект и решает, пусть частично, проблему выезда из города. Однако, многие уфимцы считают, что проезд не должен быть платным, так как нельзя наживаться на проблемах людей! Получается, что все проблемные вопросы почему-то решаются за счет горожан. Хотя мы и так платим налоги, чтобы власти на эти деньги строили нам новые дороги, мосты и в целом улучшали нашу жизнь», — заявил Inkazan башкирский активист Альберт Рахматуллин.
В Казани похожая ситуация. В октябре 2023 года в городе дали старт движению по первому этапу Вознесенского тракта. Второй еще строится, но власти уже предупредили горожан, что проезд по нему будет платным.
Сейчас на Вознесенский тракт возлагают большие надежды. Мэр Города Ильсур Метшин заявлял, что идея его строительства была заложена еще в генплане 1969 года. К делу перешли лишь в 2021-м.
Республиканские власти долго не признавали, что дорога будет платной. Информацию не подтверждали даже после того, как появились официальные документы об этом. Интригу «убил» глава региона Рустам Минниханов, объявив о платном проезде на отчетной коллегии министерства транспорта республики.
«Вознесенский тракт надо завершить. Это было государственно-частное партнерство. Это будет платная дорога», — коротко заявил он.
Министр транспорта Татарстана Фарит Ханифов уверял горожан в том, что республика не планирует зарабатывать на проекте. Вознесенский тракт нужен как социальный объект. За расценками на проезд будет осуществляться как городской, так и республиканский контроль.
Сколько будет стоить проезд по тракту от проспекта Победы до трассы М-7, власти пока так и не посчитали, хотя обещали сделать это к концу мая. Республиканские чиновники даже не определились со способом оплаты: по километражу для всех автомобилистов или только для транзитников при въезде/выезде на М-7.
Но опрос, проведенный редакцией Inkazan в соцсетях, показал, что большинство казанцев не готовы платить за проезд по дорогам общего пользования. Порядка 37% респондентов, считают, что лучше постоять в пробке, чем платить за проезд.
Против введения платного проезда выступил и юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем.
«Я считаю, что все, что в городе — это должно быть бесплатным. Что в Уфе, что в Казани. Но видно, что у регионов не хватает денег, или они делают вид, что не хватает. Понятно, что если частники вкладывают деньги, то они захотят их отбить», — заявил Копвиллем.
При этом эксперт считает, что люди все равно поедут по платной дороге, так как она нужна, и выбора у них нет. Он отметил, что может быть сначала будет мало автомобилистов, но после их количество вырастет.
«Сейчас человек едет на работу на автобусе и платит за проезд около 40 рублей. Здесь ты будешь платить условные 100 рублей за проезд, но на личном автомобиле. Все равно поедут», — считает Копвиллем.
Пока денег на строительство у республики нет. В 2023 году Ханифов говорил о нехватке 20 млрд рублей. Поэтому власти не называют сроков окончания работ. Хочется верить, что Казани удастся достроить «платку» быстрее, чем уфимским соседям. Веры в то, что республика «передумает» и сделает проезд бесплатным — нет. Но на примере соседней республики можно представить, как будет житься казанцам с платной дорогой в черте города.