В июле этого года муфтият Татарстана оказался в центре федерального скандала. Имам казанской мечети «Ирек» Тимур Камаев рассказал о том, как «побивать» жен. Видео с его поучениями быстро разлетелось по сети. В Духовном управлении мусульман (ДУМ) республики заявили, что слова священнослужителя были вырваны из контекста. Действительно, столкнувшихся с домашним насилием Камаев призывал обращаться за помощью, одновременно объясняя: «Смысл не в том, чтобы нанести увечья человеку, оставить синяки, а аккуратно дать понять — остановись, ты делаешь неправильно».
Заместитель главы Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов рассказал, что в мире распространено заблуждение о том, что ислам поощряет подобные «воспитательные меры». По его словам, в аяте, о котором говорил Камаев, слово «побивать» имеет значение «разрывать связь». То, что эта трактовка верна, доказал российский арабист, профессор Саид Камиляев. Выходит, казанский имам не только неверно трактовал религиозный текст, но и учил этому верующих. Собеседники Inkazan сообщают, что он — близкий соратник муфтия Татарстана Камиля Самигуллина.
Получается, ислам в Москве и Казани один, а толкования разные. Разберемся, как так вышло.
В исламе существует два крупных течения — сунниты и шииты. Они появились в VII веке после смерти пророка Мухаммеда. Разделение религии носило политический характер и было вызвано нерешенным спором о том, кто должен наследовать власть в халифе. Позже наслоились и другие различия. Суннитами называют тех, кто строго привержен Сунне, — преданию о жизни пророка. Шииты почитают высказывания имамов наравне с пророчеством. В некоторых случаях представители этих течений могут по-разному толковать Коран.
На сайте ДУМ республики указано, что подавляющее большинство татар — сунниты. Аналогичного течения придерживаются около 90% всех мусульман мира. Шиитское население преобладает в Иране, Азербайджане и Ираке, крупные общины существуют в Йемене, Ливане и Кувейте.
Суфизм — направление в исламе суннитского толка, которое описывают как учение очищения сердца от всего, кроме бога. Его приверженцы объединяются в группы — ордена, передают знания от учителя к ученикам. В ряде стран суфизм занимает значительную часть исламской традиции, в других его считают искажением религии. Что не удивительно: направление весьма неоднородно. Порой оно становится идеологией повстанцев, как во время Кавказской войны 1817–1864 годов. Под его знаменем могут действовать радикальные общины.
В 2020 году издание «Московский комсомолец» рассказывало о суфийской общине Мусина, шейх которой живет в Арском районе республики и имеет около 150-200 учеников. Суфийскими называют и мечеть «Шамиль», стоящую на берегу озера Верхний Кабан в Казани, и ряд других религиозных учреждений.
По данным издания, сам муфтий Татарстана является суфием из братства «Исмаил ага», берущего название от одноименной мечети в Стамбуле. В медресе при ней Самигуллин получал религиозное образование. Он привез учение в мечеть «Тынычлык» в казанском поселке Мирный. Как сообщает «Московский комсомолец», она стала центром суфизма в Поволжье. Именно приверженностью к идеям суфизма автор статьи объясняет особое внимание ДУМ Татарстана к дореволюционному богословскому наследию региона, которое базировалось на этом направлении ислама.
Председатель Совета муфтиев страны и глава ДУМ России Равиль Гайнутдин называл братство «Исмаил ага» сектой. В 2021 году, в преддверии выборов муфтия Татарстана, он написал письмо главе республики Рустаму Миниханову, в котором обвинил Самигуллина в неверном толковании Корана.
«Трактовка исламских положений есть не что иное, как грубая попытка внедрить в татароязычное духовное пространство учение маргинальной турецкой секты», — писал Гайнутдин. Причиной раздора стала фраза в татарском переводе Корана, в которой говорится о почитании умерших и их могил. В суфизме это не возбраняется, но в традиционном исламе обращение за помощью к умершим считается тяжким грехом. Власти Татарстана витиевато ответили: письмо получено и рассматривается. Сам Самигуллин призвал оппонента к миру. И был вновь избран муфтием.
В ДУМ России заявляли, что такие трактовки Корана могут привести к противостоянию, подобному тому, что было на Северном Кавказе. Называли Самигуллина и находящимся под влиянием иностранных деятелей. Исламовед Раис Сулейманов писал, что назначение его муфтием усиливает влияние Турции в Татарстане.
Inkazan обратился за комментарием к личному референту Гайнутдина Гульнур Газиевой. Мы попросили ответить на вопросы, как духовенство относится к распространению суфизма и братству «Исмаил ага» в частности, насколько нормально различие в трактовках Корана в разных регионах страны и насколько опасно турецкое влияние на муфтият Татарстана. В ответ редакции сообщили, что Гайнутдин эту тему не комментирует.
Аналогичный комментарий редакция запросила у пресс-секретаря замглавы управления Дамира Мухетдинова Диляры Ахметовой. Она сообщила, что организация воздержится от ответа.
Старший научный сотрудник МГИМО и ИЭА РАН Ахмет Ярлыкапов в беседе с корреспондентом Inkazan заявил, что в противостоянии ДУМ России и Татарстана вряд ли можно увидеть руку федерального центра, стремящегося привести различные религиозные организации к единому знаменателю.
«Я думаю, что, скорее всего, навряд ли это показывает политику федеральной власти, поскольку дело в том, что, помимо федеральной власти, есть очень много всяких подводных течений и перманентных конфликтов между самими духовными управлениями», — объяснил он.
В статье «Религиозная экспансия Турции в Татарстане в постсоветский период» исламовед Сулейманов отмечал, что власти республики, получившие суверенитет в начале 90-х годов, видели в мусульманской стране своего союзника и не препятствовали деятельности прибывших в Татарстан турецких миссионеров.
Такими проповедниками стали последователи Фетхуллаха Гюлена, открывшие в Татарстане школы и тайно приобщают детей к его учению в частных квартирах. Проверки этих лицеев начались лишь спустя 17 лет после их открытия. Итогом стал отъезд из страны 70 турецких преподавателей. Последователи Гюлена были ответвлением джамаата «Нурджулар», который признали экстремистским и запретили на территории России только в 2008 году. До этого его адептов в Татарстане готовили к принятию мученической смерти и борьбе с безбожием светских властей.
Проповедники уехали, однако в республике остались люди, выросшие не их учениях. В конце 2000-х годов на них начали обращать внимание местные жители, которые рассказывали, что особенно на юго-востоке Татарстана распространяется подозрительное учение. Позже его последователи начали приезжать в столицу республики, Казань.
Это вылилось в теракты. 19 июля 2012 года на выходе из подъезда застрелили экс-заммуфтия Татарстана Валиуллу Якупова. В тот же день на перекрестке улиц Мусина и Четаева взорвали автомобиль, за рулем которого был муфтий Илдус Фаизов, он выжил. Регион оказался под пристальным вниманием федерального центра и силовиков, когда вдруг выяснилось, что он кишит террористами. Представить, что мусульманское духовенство не знало о происходящем в своей пастве, сложно. Это стало предпосылкой перестановок в ДУМ Татарстана.
За границу сбежал имам главной мечети Казани Кул-Шариф Рамиль Юнусов, которого называли оппонентом Фаизова, сторонником радикального ислама и человеком, близким к чиновникам мэрии города. А новым муфтием республики избрали 28-летнего Самигуллина.
Он должен был искоренить деструктивные движения и вернуть татарстанский ислам в правильное русло. Однако разногласия с ДУМ России вызывают сомнения в том, что план оказался успешным. И эти разногласия объяснимы: новый муфтий — член братства «Исмаил ага» — стал еще одной связующей с Турцией нитью. Отношения с мусульманской страной начал активно налаживать еще первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, приглашая в республику турецких бизнесменов-строителей. В политически нестабильные 90-е годы это было выгодно местным властям.
Укрепление отношений с Турцией, возможно, давало татарстанским чиновникам надежду, что в случае чего Татарстан с помощью сильного союзника сможет «выторговать» у федерального центра некие преференции. В 2015 году турецкие ВВС сбили над Сирией российский самолет, что существенно охладило ее отношения с Россией. Но не с Татарстаном — здесь турецкие бизнесмены не почувствовали особых неудобств. Это, равно как и распространение суфизма, показало, что о турецком влиянии в республике уже можно говорить всерьез.
С одной стороны, в условиях санкций тесные связи Татарстана и Турции сыграли на руку стране. С другой, республика — не лидер в этих отношениях, и все происходящее видится лишь примером применения «мягкой силы», который грозит войти в учебники истории как большой геополитический успех Турции. Очевидно, что в этом плане федеральному центру более выгодно, чтобы татарстанский муфтият видел в качестве ориентира ДУМ России. Но отношения между двумя управлениями показывают, что в республике противятся этому.
Влияние Турции, впрочем, вышло далеко за пределы муфтията и мечетей и снова проникло в татарстанские школы. В апреле 2024 года дети в лонгсливах с символикой турецкого флага маршировали и пели на сцене актового зала лицея «Адымнар» — кстати, детища Шаймиева. Как объяснили в образовательном учреждении, так азербайджанская диаспора праздновала День национальной независимости Турции — генконсульство этой страны выступило организатором события.
Местные власти ожидаемо не увидели в этом ничего возмутительного, более того — в мероприятии участвовал представитель минобразования Татарстана. Видео со школьниками стало поводом для обращения граждан в следственный комитет России. Пользователи заметили, что «Гражданам России с малых лет промывают мозги пантюркизмом». Следком информацию принял. Inkazan направил запрос в регуправление ведомства и прокуратуру с просьбой сообщить, что за этим последовало.
Inkazan направил запрос главе пресс-службы ДУМ Татарстана Резеде Закировой с просьбой сообщить, как в Татарстане относятся к суфизму и насколько сильно сейчас в республике влияние иностранных религиозных деятелей — также, как в 90-е и 00-е годы или слабее. На момент публикации материала ответ не поступил.