Согласно историческим источникам и научным исследованиям, женщины Татарстана и Башкортостана, следовавшие ханафитской правовой школе, действительно покрывались, но оставляли открытыми лицо и кисти рук. Это соответствовало исламским нормам поведения и одежды.
В своей книге «Татарский костюм. Историко-этнологическое исследование» Светлана Суслова подробно описывает традиционные головные уборы татарок. Среди них часто упоминались фабричные платки, покрывала и калфаки.
Этнограф и историк Карл Фукс в труде «Казанские татары» также дает интересные наблюдения о социальных и культурных аспектах женской одежды среди татар. Он отмечал, что женщины из более состоятельных и знатных семей более тщательно скрывали свои лица. Чем богаче был мужчина, тем «укутанней» была его жена. Она не могла показывать лицо не только перед чужими мужчинами, но даже перед родственниками мужа. При этом женщины из менее знатных слоев, пишет Фукс, «не всегда закрываются при встрече с домашними мужчинами, включая свекра, а в гости часто ходят пешком, выставляя при том нос и один глаз».
Историк Ильдар Габдрафиков подчеркивает, что массового ношения никаба среди татар не существовало. Традиция полностью закрывать лицо была связана лишь со статусом женщин-мусульманок, а не с общепринятыми нормами.