Posted 22 августа, 04:15
Published 22 августа, 04:15
Modified 22 августа, 04:15
Updated 22 августа, 04:15
На протяжении нескольких месяцев в России не утихают споры о допустимости ношения никабов — головных уборов, полностью скрывающих лицо. 11 июня в Госдуму внесли законопроект, запрещающий ношение одежды, скрывающей лицо, в общественных местах. Мнения на этот счет радикально разошлись.
В Духовном управлении мусульман России заявили, что готовы поддержать инициативу, если власти докажут, что она способствует распространению экстремизма. В августе МВД Дагестана — региона, где запретили ношение никабов, — объявили о поиске годами находившегося в розыске террориста, что передвигался в никабе.
Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин посчитал инициативу «исламофобским посылом» и не преминул заявить, что от ношения хиджаба — в отличие от никаба, лица не скрывающего, — верующие не откажутся ни при каких обстоятельствах. Хотя страна у нас светская, и все подчиняются светским законам. Но не о хиджабах речь.
Запреты на ношение никабов существуют уже в ряде европейских стран. В Италии, Франции, Бельгии и Германии давно введены соответствующие законы. В этих странах считают, что такая одежда символизирует религиозный радикализм и может угрожать общественному порядку.
Но самое интересное — аналогичные запреты существуют и в некоторых мусульманских странах, например, в Египте, Марокко и Индонезии. Даже в университетах Сирии нельзя закрывать лицо. В 2023 году ношение никабов запретили в Узбекистане, недавно отказаться от них были вынуждены женщины в Таджикистане.
Сторонники запрета никабов в России часто утверждают, что такие одеяния не характерны для мусульманских традиций ни в Татарстане, ни в Башкирии, ни в Сибири. Основываясь на принципах ханафитской правовой школы, которой следует большинство татар, женщина должна покрывать все тело, за исключением овала лица и кистей рук.
Например, в книге «Татарский костюм. Историко-этнологическое исследование» Светлана Суслова рассказывает, что традиционными головными уборами татарок были фабричные платки, большой трикотажный или бархатный калфак и покрывало. У женщин старшего поколения головным убором было белое треугольное покрывало, поверх которого надевали шапку.
Со слов автора, татарки носили платок по-особому: брали два соседних угла, завязывали под подбородком или на затылке, а само полотнище оставляли свободно свисающим на спине. Такой способ до сих пор распространен среди пожилых волго-уральских, сибирских, астраханских татарок-мусульманок.
Если женщина закрывала лицо, это свидетельствовало о достатке и статусности ее мужа. Вот что писал краевед и историк Карл Фукс в труде «Казанские татары»:
«Чем богаче татарин, чем знаменитее по своей торговле, тем более скрывает своих жен; они только открывают лицо в своей спальне, потому что их лица запрещено видеть даже свекрам, братьям мужа, дядьям и их детям, одним словом каждому мужчине, живущему в доме…»
«Пара лошадей…везет ее, всю закутанную, к ее знакомой, и она, бедная, не выставит из-под покрывала носа до самой горницы своей приятельницы…»
«Садов у них нет, а ежели и есть у кого, то это небольшие палисадники; туда богатая татарка не смеет выйти, не покрытая с ног до головы джиляном, боясь встретиться с кем-нибудь из родственников, живущих с ней в одном доме. Она боится даже смотреть в окошко, чтобы мимо ходящие по улице ее не увидали…»
Про менее знатных татарок Фукс вспоминал так:
«Второстепенные также занимаются хозяйством, смотрят за стряпкой, иногда делают сами пироги и пельмени, выходят на двор смотреть чисто ли в конюшне и в коровнике. Тут они не всегда закрываются при встрече с домашними мужчинами, включая свекра. В гости часто ходят пешком, выставляя при том нос и один глаз».
«Домашнее хозяйство исправляют сами, стряпают, доят коров и ходят сами по надобности в город, хотя и под покрывалом, но часто с полуоткрытым лицом и закрываются только, встретясь с татарином».
«Эти три разделения мои татарок можно отличить во время весеннего праздника Сабантуй. Первостепенные татарки никогда на Сабантуй не пойдут. Вторые ездят… закутанные в покрывала… Все эти кибитки становятся в лесу, довольно далеко от места, где устроен праздник; отсюда татарки, выставляя один глаз, смотрят и потеют в своих тяжелых нарядах. Никто из них ничего не видит, потому что Сабантуй далек от них и закрыт толпами смотрящих на праздник и экипажами».
«По моему мнению, деревенские татарки гораздо счастливее городских. Они пользуются свободой и проводят время, подобно нашим русским поселянкам; исправляют все домашние дела и полевые работы; летом беспрестанно в лесу, в поле; зимою за пряжей, весною за тканьем; нет свободной минуты для скуки. Ходят без покрывала…»
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнополитологии башкирского Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Ильдар Габдрафиков говорит: никабы действительно были не так характерны для татар, особенно в капиталистический период.
«Уже тогда тенденция была примерно такая, как сейчас — светская жизнь очень сильно проникала. Помимо этого, все зависело от местности. Да, массового ношения никаба не было, но однозначно говорить, носили их татарки или нет, — нельзя», — объясняет эксперт.
По словам исламоведа Рустама Батрова, облик татарки мусульманки в прошлом — вопрос не религии, а социального устройства.
«Было ли это традицией народа — да, было. Надо ли это возрождать — вряд ли. Те общественные задачи, которые решал никаб, сегодня не вписываются в современный социальный контекст. Мы не придаем этому тех же смыслов», — говорит эксперт.
Батров считает, что сегодня есть другие маркеры, позволяющие показать статусность, в том числе, бренды.
Татарки носили закрытую одежду вплоть до распада Российской империи. Все изменилось, когда большевики во время так называемого «великого перелома» начали разрушать мечети и расстреливать имамов и ишанов.
«Массово отказываться от любой религиозной одежды стали, когда началась борьба с религией, это конец 20-х, 30-е годы. Важнейший ее атрибут — одежда тоже, мягко скажем, не приветствовался», — говорит Габдрафиков.
Батров также отмечает, что повлияла общая эмансипация женщин и упрощение всей одежды.
«Вспомним 17-18 век в Европе, светские дамы целые корабли носили на головах, тяжелые пышные платья. Сейчас никто так не одевается. Также и здесь — облегчение, утилитарность, удобство», — говорит эксперт.
Получается, никаб татарские женщины все-такие носили, пусть не поголовно и не везде. Но даже этот факт вряд ли станет серьезным аргументом в борьбе с их потенциальным запретом.
Современное общество боится, что разрешение ношения никабов мусульманскими женщинами может привести к тому, что это станет некой модой. И если сегодня этот элемент мусульманской одежды не будет запрещен, государство может невольно поддержать эту тенденцию.
В отдаленной перспективе это может привести к массовому ношению никабов, что россияне воспринимают как потенциальную угрозу национальной безопасности и социальной стабильности. Текущие решения могут стать фундаментом для того, какое общество мы увидим через несколько десятилетий.