Один из главных критериев готовности к школе — это социальная готовность. Она включает в себя навыки общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Ребенок должен уметь слушать, делиться, решать конфликты или хотя бы пытаться это делать. Идеально, если ребенок посещал детский сад и уже понимает важность командной работы, умеет выполнять общие задания и соблюдать правила.
«Безусловно, важна самостоятельность. Ребенок умеет обслуживать себя: одеваться, кушать, убрать за собой тарелку и может некоторое время обходиться без родительской опеки», — говорит Гольдштейн.
Второй момент — эмоциональная готовность. Ребенок должен уметь контролировать свои эмоции, справляться с разочарованием, страхом, тревогой, не застревая в негативном состоянии надолго. Эмоциональная стабильность позволяет ему, например, поплакать и быстро прийти в себя. Важно также обратить внимание на уверенность — ребенок не боится нового, открыт для нового опыта, может чувствовать себя относительно уверенно в новой ситуации — и способность следовать инструкциям, даже если задание многозадачное.
Не менее важна когнитивная готовность. Она включает в себя следующие элементы:
Последний, но далеко не самый маловажный аспект — физическая готовность. Проверьте общее состояние здоровья ребенка: он должен уметь держать карандаш, пользоваться ножницами и легко выполнять задания, связанные с физической активностью. Кроме того, он должен уметь соблюдать распорядок дня, включая ранние подъемы.
«Если родители замечают признаки недостаточной готовности, это не повод для паники, но сигнал, что стоит обратить внимание на развитие этих навыков. Если есть сомнения, можно поговорить с педагогом или детским психологом, чтобы разработать совместный план действий по подготовке ребёнка к школе», — заключила Гольдштейн.