Posted 31 августа, 13:57
Published 31 августа, 13:57
Modified 4 сентября, 13:10
Updated 4 сентября, 13:10
Чтобы начать новый учебный год комфортно и с позитивом, важно понимать, что максимальная мотивация всегда ощущается в начале и финале действия, когда результат уже не за горами. Соответственно, в жизни школьника это начало и конец учебного года.
Накануне первого сентября ученики находятся на эмоциональном подъеме, и родителям важно в этот момент морально поддержать своих детей, чтобы помочь им плавно адаптироваться к новому режиму и стимулировать интерес к учебе. Конечно, не стоит настраивать детей, что в школе их ждет сплошное веселье, чтобы при столкновении с реальностью у них не случилось разочарования. Однако позитивный настрой перед началом учебного года пойдет на пользу и школьникам, и их родителям.
Школа должна быть привилегией, а не «обязаловкой». Поэтому стоит объяснить ребенку, что не у всех детей в мире есть возможность получать образование и то, чего можно добиться в жизни благодаря ему.
Все новое и неизвестное повышает тревожность, поэтому важно поговорить с ребенком о его переживаниях и страхах, связанных со школой, и обсудить, как справиться с ними.
«Будет здорово устроить первого сентября небольшой домашний праздник. За семейным чаепитием стоит рассказать, что нового и интересного ждет школьника в этом году, а также вспомнить хорошие моменты и достижения прошлого учебного года. Не лишними будут напоминания о том, как он вырос и чему уже научился. Ведь когда ребенок чувствует уверенность в своих силах, он меньше переживает перед новым этапом», — рекомендует эксперт.
Можно расспросить о его планах и целях на предстоящий год, подчеркнув, что это время — возможность стать еще лучше. Иными словами, важно занять позицию принимающего родителя и в дружелюбной и комфортной беседе о школе ориентироваться не на уроки и знания, а на эмоции.
Американский психолог Роберт Розенталь в 1966 году открыл эффект, который позже стал известен как «эффект Пигмалиона». Психолог провел множество экспериментов и в рамках одного из них изучал интеллектуальные способности учеников в одной из школ Калифорнии. Все учащиеся показали схожие результаты, однако ученый случайным образом выбрал несколько человек и сообщил учителям, что эти дети одаренные, они показали высокие результаты и могут значительно повысить свой IQ в течение года при должном подходе. В конце обучения тестирование подтвердило, что эти учащиеся действительно продемонстрировали наибольший прогресс в развитии интеллекта.
Розенталь объяснил это тем, что у педагогов появились ожидания в отношении отобранных учеников, и они невербально передавали им свои настроения, что и привело к самосбывающемуюся пророчеству.
Поскольку человеческий мозг с трудом различает реальность и наши ожидания, то, имея определенные убеждения о себе или других, мы бессознательно влияем на реальность. То есть когда взрослый верит, что его ребенок умен и способен, он будет внимательнее и терпимее к нему, станет больше поддерживать. В ответ ученик будет работать усерднее и показывать лучшие результаты.
«Каждый ребенок уникален, и важно помнить, что подготовка к новому учебному году — это история не только про книги и занятия, а еще про адаптивность и эмоциональную устойчивость детей и родителей. С грамотной и комфортной поддержкой взрослых детям легче будет войти в новую учебную жизнь и идти к новым свершениям», — заключает Гут.
Эксперты напоминают, что 1 сентября — это большой стресс не только для ребенка, но и для родителей. Взрослым тоже не следует брать на себя слишком много. Нужно стараться сохранять спокойствие и позитивный настрой.
основатель международной сети детских центров и садов «Точка Роста».
«Не показывайте ребенку ваших страхов и переживаний, связанных со школой. Помните, что ваше собственное отношение к учебе, к школе, к учителям очень важно для ребенка. Если вы будете спокойны и уверены, то и он легче перенесет все трудности и будет ходить в школу с удовольствием», — говорила основатель международной сети детских центров и садов «Точка Роста» Наталия Пичугова.