История Казанского Богородицкого монастыря начинается в 1579 году. После страшного пожара, охватившего город, десятилетняя девочка по имени Матрона увидела во сне Богоматерь, которая велела ей найти на пепелище священный образ. Люди сомневались в словах девочки, но ее видение повторялось несколько раз. Только после неоднократных обращений к епископу начались поиски, и вскоре на глубине двух локтей икона была найдена в рукаве старинного стрелецкого кафтана.
Новость об этом донеслась до самого Ивана IV Грозного, который распорядился основать на месте обретения образа девичий Богородицкий монастырь. Сначала здесь построили деревянную церковь, а в 1595 году на ее месте возвели каменный собор. Он просуществовал до конца XVIII века.
В 1798 году в присутствии императора Павла I и его сыновей заложили первый камень нового главного храма города. Через 10 лет состоялось его освящение. В то время Казанский Богородицкий монастырь считался одним из крупнейших в России. В обители проживали около 450 насельниц, здесь находились церковно-приходская школа, живописная и золотошвейные мастерские, мастерская по пошиву монастырской одежды и даже гостиница для паломников.
Сюда приезжали Петр I, Екатерина II, Николай I и Александр II. А в 1910 году монастырь посетила княгиня Елизавета Федоровна. Именно с этого приезда начался новый этап в его истории.
Перед отъездом из монастыря Елизавета Федоровна захотела увидеть, где нашли чудотворную икону. Несмотря на неприспособленность входа княгиня спустилась туда, долго молилась и с сожалением отметила, что это святое место остается малоизвестным.
Тогда игуменья Варвара сообщила ей о планах об открытии места обретения для верующих и создании часовни в честь трехсотлетия воцарения Дома Романовых на Русском Престоле, предложив княгине взять это дело под свое покровительство. Та с радостью согласилась.
Проектирование часовни было поручено известному архитектору Алексею Викторовичу Щусеву, который также является автором проекта Казанского вокзала в Москве, Мавзолея Ленина и станции метро «Комсомольская» в столице России.
В подвальном помещении монастыря на 96 см подняли потолки, расширили коридоры, оштукатурили стены и своды, сложили кирпичную стенку для иконостаса и поставили две печи. В 1913 году работы были полностью завершены. С тех пор это место стало известно как пещерный храм или Казанские пещеры.
После Октябрьской революции Казанско-Богородицкий монастырь столкнулся с тяжелыми испытаниями. В 1920-е годы соборный храм использовался как склад для хлеба — зерно ссыпали прямо под иконостас. Вскоре его вовсе изъяли из пользования общины, а в мае 1932-го взорвали. Взрыв был такой силы, что стены храма у фундамента сдвинулись.
На территории монастыря планировали создать кинематографическое производство «Восток». Все церковные здания были переданы киностудии, уже в 1933 году здесь организовали кинопавильон, левое крыло монастыря переоборудовали в кинолабораторию. Но возникли трудности, и к 1935 году кинопроизводство прекратилось.
В период Великой Отечественной войны сюда вновь вернулась жизнь — из Москвы и Ленинграда эвакуировали все табачные фабрики. Только в 2005 году здания вернули Казанской епархии. Монастырь начал свое возрождение, но уже как мужской.
В 2015 году глава Татарстана Рустам Минниханов подписал указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери». В июле 2016 года на месте собора Святейшим Патриархом Кириллом был заложен первый камень.
Сохранившиеся элементы храма — стены, части сводов и белокаменный фундамент на известковом растворе — предоставили реставраторам возможность детально изучить его характеристики и восстановить исторический план здания.
При раскопках, которые проводили перед восстановлением храма, были обнаружены могилы: религиозное сооружение частично стоит на захоронениях. История их идет еще со времен Павла I: когда по его указанию перестраивали храм, он получился больше того, что стоял на этом месте изначально. Часть нового здания возвели на территории старого кладбища.
Работы шли три года. В результате Пещерный храм был воссоздан практически в том виде, который запечатлели сохранившиеся исторические документы. Следующий этап — оформление места явления Казанской иконы Божией Матери и иконостаса и роспись стен. Сводчатый потолок и верхнюю часть стен окрасили в голубой — цвет, символизирующий ясное небо — и добавили восьмиконечные золотые звезды. Подлинные части стен — до белой линии — затонировали без нанесения нового рисунка. Кстати, внутри поддерживается постоянная температура — +19 градусов.
Внутри очень много экспозиций, и алтарь занимает большое пространство, оставляя немного места для пришедших. Однако службу здесь проводят 2-3 раза в неделю, и паломники регулярно подходят к месту обретения чудотворной иконы, чтобы испросить благословления.
Говорят, что раньше Казанская икона Божьей Матери исцеляла слепцов. Сейчас ей молятся о самом сокровенном и горячо желаемом: помощи воинам-защитникам, выборе правильного пути. Молодые девушки обращаются к образу Богородицы с просьбой о зачатии ребенка.
Восстановление величественного храма Казанской иконы Божией Матери в весьма сжатые сроки стало возможно во многом благодаря усилиям митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, который скончался в 2020 году, не успев побывать на торжественном открытии храма. Ему здесь посвящен отдельный уголок, в котором расположена икона святого Феофана, принадлежавшая митрополиту.