Posted 14 сентября, 04:56
Published 14 сентября, 04:56
Modified 14 сентября, 04:56
Updated 14 сентября, 04:56
В Подземный храм есть два входа — оба скрываются за высокими металлическими дверями сбоку от колонн. «Можете обратить внимание на двери. Они сделаны как бы под старину, но полностью из сварки. После завершения работ все они будут заменены на кованые, без единого шва, без единой сварки», — говорит начальник участка Адель Шайдуллин, и мы ныряем на узкую лестницу, ведущую вниз по спирали. Отцу Владимиру, настоятелю храма-памятника, приходится немного пригибаться.
Стук шагов по массивным каменным ступеням — историческим, сохранившимся — почти не слышен. Внутри — те же кирпичные своды, кольцом огибающие храм. Отец Владимир сетует: «Видите, кирпич дореволюционный? Он же как железо крепкий! Раствором служит известка — наши предки делали так, что крепче цемента было. А штукатурили современными материалами, добавляли очень много цемента. Они не очень работают эти материалы в связке. Цемент не дышит, мокнет кирпич, начинается отслаиваться и разрушаться. Сейчас делают профессионалы — качественно, на века».
Цементая «оболочка» появилась еще в советские времена, а около 10 лет назад подрядчик по реконструкции храма-памятника — компания ТСН — избавился от нее отбойниками и перфораторами. Сейчас специалисты качают головами — нужно было использовать другую технологию, например, мягкого пластинга. Столь грубая работа повредила кирпичную кладку. Это чувствуется буквально при каждом шаге и вдохе — ноги поднимают красную пыль, аккуратно сметенную к стенам.
Адель объясняет: к реконструкции храма-памятника приступали не раз. Сначала — в конце 2000-х, в 2012-м на объект вернулись строители, несколько лет проводившие работы. Но три года спустя, когда Казань принимала Чемпионат по водным видам спорта, уровень воды в Куйбышевском водохранилище подняли. Нижний храм затопило, и работы свернули.
Подземная часть памятника не раз уходила под воду во время половодья, зимой внутри стояла вода. По словам Аделя, бывало, что она поднималась по пояс и выше. Поэтому сейчас приступают к выполнению трехэтапной отсечной гидроизоляции — работы завершат в этот строительный сезон, чтобы весной посмотреть, как она будет функционировать.
В сводчатом коридоре, несмотря на печальную историю затоплений, сухо: дело в восьми воздуховодных отверстиях, предусмотренных столичным архитектором храма-памятника Николаем Алферовым. Отверстия с одной стороны — приток, с другой — вытяжка. «Я в стройке не первый год, но вообще удивлен. Мы тут кое-какие опыты ставили — работает отменно», — объясняет начальник участка.
Самая больная тема для тех, кто работает над реставрацией, — уничтожение глиняного замка, который спасал Подземный храм от затопления с момента его постройки. Его демонтировали в постсоветское время, но сведений об этом в исполнительной документации не сохранилось.
Сводчатые коридоры приводят к арке с лестницей — несколько узких ступеней спускаются в помещение с серыми стенами. На полу хлюпает вода. Если верить историку Николаю Баженову, в 1846 году опубликовавшему труд «Плаванiе къ Зилантову монастырю и казанскому памятнику», здесь находится братская могила русских воинов, павших при взятии Казани в 1552 году.
«Тамъ въ непроницаемомъ мракѣ стоитъ гробница, заключающая въ себѣ человѣческія кости (эти кости начиная отъ гробницы и безпрерывно продолжаясь подъ памятникомъ, такъ наполняютъ землю во всѣ ея измѣренія, что невозможно было сдѣлать каменнаго помоста), которыя черезъ три вѣка озарились тихимъ свѣтомъ неугасимой лампады, теплющейся передъ крестомъ Спасителя, поставленнымъ у изголовья гробницы», — пишет он.
На сайте татарстанской митрополии объясняют: когда царь Иван Грозный въехал в завоеванный город, повсюду лежали тела воинов. Он приказал похоронить их с почестями. На месте братской могилы основали монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, монахи которого должны были вечно молиться за павших. Вскоре место начали подмывать весенние разливы Казанки. В 1559 году половодье разрушило постройки. Так монастырь «переехал» на Зилантову гору. На месте захоронения построили часовню, позже ставшую храмом-памятником. В Зилантовом монастыре хранится Синодик и именами убитых воинов. В нем больше 800 дворянских имен, но общее число захороненных в братской могиле идет на тысячи.
Отец Владимир рассказывает, что существует легенда, мол, Подземный храм и Казанский Кремль связывает тайный ход: ему даже звонили историки, просились прийти и исследовать место. Но это всего лишь выдумки.
Верхний храм полностью затянут строительными лесами, установленными еще в 2013 году: они образуют узкие хитросплетения, по которым снуют рабочие, деревянные конструкции поднимаются под купол и закрывают его. За досками, на самой вершине скрывается образ Иисуса Христа, чуть ниже нарисованы апостолы — яркие, почти живые и невероятно спокойные на фоне строительной суматохи.
Историческая роспись стен не сохранилась. Адель вспоминает, что бывал на объекте в 1993–1995 годах: тогда в двери зияла дыра, внутри жгли костры, копоть от которых покрывала стены. В 2005 году их покрасили в голубой цвет, а ближе к куполу — в розовый. Еще раньше, в советское время, в храме-памятнике располагался склад Речного техникума — метла, тачки, грабли.
«Роспись, которую вы видите, выполняли московские специалисты. И они же будут завершать внутренние интерьеры», — объясняет отец Владимир. Но это — последний этап реставрации, сначала нужно завершить общестроительные работы. Сейчас занимаются гидроизоляцией. Начальник участка замечает: зондаж показал, что швы очень плотные, пустот немного, и расход материалов получается меньше проектного.
Несмотря на паутину строительных лесов, храм-памятник, кажется, полон света и воздуха. Необъяснимую легкость ему — идеальному квадрату, по 20 метров в ширину и высоту, — придают закругленные углы — словно стоишь внутри большого шара. За ними скрываются четыре кельи — здесь монахи Зилантова монастыря молились об убиенных. Вход в них находится снаружи здания. В маленьких, закругленных помещениях с единственным окном едва поместятся несколько человек.
В основное помещение храма ведут три входа, два из них — те, что скрываются за колоннами, — сейчас закрыты. У стены, обращенной в сторону Казанского Кремля, на небольшой возвышенности стоял алтарь. За ним скрывалось окно, сейчас заделанное — в ходе реставрации его вернут. Полы и ведущие к будущему алтарю ступени облицованы камнем. Не историческим, его уложили во время предыдущей попытки реконструкции. К ней нынешние реставраторы относятся неоднозначно: не понимают, почему работы по внутреннему убранству тогда начали делать до общестроительных.
В сети сообщается, что до 1918 года входящий в храм, поворачиваясь влево, видел изображение Ивана Грозного, вправо — Александра I. И вот почему.
История нынешнего облика храма стартовала в XIX веке, когда в Казань прибыл деятельный архимандрит Амвросий (Сретенский). После победы над Наполеоном, на фоне волны патриотизма в стране начали появляться памятники русскому героизму. В 1812 году архимандрит представил Александру I проект памятника-столпа на месте скромной часовни.
Государь велел переделать проект архитектору Алферову. Путешествуя по Средиземноморью, он впечетлился архитектурой Древнего Египта и Древней Греции, поэтому храм-памятник получился совершенно нетипичным для православия, представляя собой усеченную пирамиду с колоннами. В 1813 году император утвердил проект и пожертвовал на строительство 5 000 рублей, столько же дала царская семья. Всенародно было собрано еще более 100 000 рублей. Все эти деньги были потрачены на возведение небывалого для своего времени храма-памятника. Для сравнения, строительство каменной церкви в те годы стоило порядка 10 000 рублей.
Алферов только создал проект — на месте ход строительства контролировал губернский архитектор Александр Шмидт. 30 августа 1823 года, спустя 10 лет и 1 месяц с начала возведения храма-памятника, он был освящен казанским архиепископом Амвросием в честь в честь Нерукотворенного Образа Спасителя — в народе такие храмы называют Спасскими. Именно этот образ развевался на знамени Ивана Грозного, некогда стоявшего на этом месте.
Оно было сложным: несмотря на то, что до появления Куйбышевского водохранилища храм-памятник стоял на лугу, а не на острове, как сейчас, весеннее половодье затапливало окрестности. Поэтому историк Баженов, описавший Подземный храм, рассказывал, как подплывал к нему на парусной лодке. Из-за братской могилы, скрывающейся под памятником, невозможно было сделать фундамент: мощная пирамида стоит на помосте.
Вскоре после завершения строительства в проекте храма-памятника были обнаружены недочеты, он начал быстро ветшать. Уже в 1830 году его закрыли на двухлетнюю реставрацию. Тогда же содержать его взялось Казанское купеческое собрание. В 1836 году храм-памятник посетили Николай I и его сын, будущий император Александр II. У храма появился смотритель — обычно отставной офицер, имевший ранения и боевые награды, — что жил в деревянном доме поблизости. 40 лет спустя за храмом следила Казанская городская управа.
В 1918 году службы здесь прекратились. Шесть лет спустя его объявили «Памятником содружества народов» — планировалось установить на вершине шпиль со смотровой площадкой и звездой. Под ним, на вершине усеченной пирамиды — скульптуру жмущих друг другу руки русского и татарина. Но до реализации идеи дело не дошло. В 1930 году с храма-памятника исчез крест, было уничтожено внутреннее убранство и внешние надписи, в том числе «В память победы над татарами, 1552 г.». Позже храм отделали листовым железом, что обернулось ужасными последствиями.
«Дело в том, что исторически металла не было кровельного. Его положили в советское время. С одной стороны, может быть, это благая цель была. Но с другой стороны, он сыграл не очень хорошую роль. Потому что под металлом не было вентиляции, камень не проветривался. Происходило постепенно разрушение камня. Когда посмотришь на фасады, то видно, как он разрушался — какие-то грибковые явления. Было принято решение вернуть храму-памятнику его исторический облик, используя современные технологии и материалы. Камень будет обработан, защищен», — рассказал отец Владимир.
Действительно, храм-памятник, в солнечные дни ярким отблеском видневшийся с Кремлевской дамбы, лишился своего саркофага. Сейчас он облицован белым камнем. Во времена его строительства исполнительной документации еще не делали, но реставраторы предполагают, что для добычи облицовочного материала — известняка — использовались местные, татарстанские карьеры. Сейчас рабочие ждут решения инженеров, как восстанавливать камень — наращивать или выпиливать. Но точно известно, что его обработают гидрофобизаторами, которые отталкивают воду.
В этом году планируют забетонировать входные группы — вернуть ступени, ведущие к каждому из входов в храм-памятник, — и уложить брусчатку, обустроить ливневую канализацию. Начальник участка объясняет: «Все благоустройство будет дышащее, влага лишняя будет испаряться в жаркие летние дни». Зимой работы тоже не остановятся, единственное — строители пока не решили проблему с водоснабжением: сейчас они берут воду прямо из Казанки. Но замечают, что провести воду в храм — не долго и не затратно.
За колоннами, на строительных лесах кипит работа — сбивают старую штукатурку. Под ними, у входов в храм зияют глубокие отверстия: для чего они нужны, так и осталось загадкой. «Они полностью заглушены сводом. Была версия, теория: для экономии кладки. Тогда могли бы просто это засыпать мусором. А они, видите, пустые», — разводит руками Адель. Неподалеку лежат ровные стопки белого природного камня, оставшиеся от предыдущего подрядчика — им облицуют цокольный этаж храма-памятника.
Вместо забора из профнастила, скрывающего храм от внешнего наблюдателя, появится историческая ограда. Та, что окружала памятник прежде, демонтирована. Отец Владимир объясняет — исторической ценности она не несла: «В некоторых местах сохранились подлинные элементы, историческая ограда. Был кирпич настоящий, дореволюционный. А где-то новодел, красный кирпич советских времен, плюс добавляли еще силикатный. Потом это пустили под общую штукатурку. Фактически историческая ограда была утеряна».
Начальник участка добавляет: к моменту, когда на объект зашли рабочие, старая ограда проросла деревьями. Сейчас рабочие углубятся на 300-400 мм, поднимут и полностью переберут фундамент. А затем возведут ограду из керамического кирпича под штукатурку.
На территории может появиться и колокольня — небольшое деревянное сооружение присутствовало на фотографиях 1880–1900 годов, но было утрачено. Еще в 1871 году ее планировали отстроить из камня, проект так и не был реализован.
От Кировской дамбы к храму-памятнику ведет узкая насыпь. Ее судьба пока не решена. Рассматривается три варианта: восстановить имеющуюся дорогу, построить мост чуть правее, если смотреть от памятника на дамбу, или протянуть его к будущему парку Манзара, что расположится неподалеку от пляжа Нижнее Заречье. Пока все проекты находятся на рассмотрении.
Паспорт объекта гласит, что работы, что начались летом 2024 года, должны завершиться в 2026-м. Подготовка к этому стартовала гораздо раньше, еще усилиями ныне покойного митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Арашукова). В 2020 году проект реставрации прошел согласование. Три года спустя глава Татарстана Рустам Минниханов обратился к руководству Русской Православной Церкви с просьбой помочь в восстановлении храма. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл дал добро, а митрополит Кирилл благословил начало реставрации. За их ходом следит Комитет Татарстана по охране объектов культурного наследия под руководством Ивана Гущина.