Posted 20 сентября, 04:05
Published 20 сентября, 04:05
Modified 20 сентября, 04:05
Updated 20 сентября, 04:05
Министерство юстиции России рассматривает возможность введения обязательной процедуры примирения перед бракоразводным процессом. Идея взята из практики Азербайджана. Там процедуру медиации при расторжении брака сделали обязательной в 2021 году. По словам депутата Олега Матвейчева, после первой сессии две пары из десяти отказываются идти в суд.
Инициатива обещает стать очередным шагом к укреплению института семьи и сокращению разводов. Предполагается, что в ходе этой процедуры супруги также смогут договориться о будущем местожительстве детей, разделе имущества и взыскании алиментов. Есть одно «но»: это не благородный жест государства — оплачивать медиацию будут сами супруги.
Глава комитета Госдумы по делам семьи Нина Останина отмечает, что не все поддерживают инициативу. Основной аргумент оппонентов: государство таким образом вмешивается в личные дела людей.
«Но речь идет как раз о случаях, когда в семье появилась трещина, когда супруги решили подать заявление и обратились в суд. А институт медиации рассчитан на то, чтобы попытаться все-таки урегулировать семейный конфликт», — контраргументирует Останина.
Тем не менее она считает, что расходы на процедуру медиации должно покрывать государство.
«Если уж мы в Год семьи говорим, что мы должны сберечь наши семьи, то все-таки государство должно позаботиться о том, чтобы при органах ЗАГС и в судах были службы медиаторов. Согласитесь, если граждане пришли в суд с конфликтом, а им говорят „платите деньги, и мы вас помирим“, это просто абсурд», — говорит депутат.
Если проанализировать данные Росстата, становится понятно, что женятся в России все меньше, а разводятся все чаще. Так, количество браков в 2014 году составило 1,2 млн, в 2017 — 1 млн, в 2020, видимо, из-за ковидных ограничений показатель опустился до рекордных за 30 лет 770 тысяч, а в 2023 снова подрос до 945 тысяч. При этом развелись в 2014 году 693,7 тысячи пар, в 2017 — 611,4 тысячи, в 2020 — 564,7 тысячи, а в 2023 — 683,8 тысячи.
Из доклада Татарстанстата следует, что за январь–апрель в Татарстане было зарегистрировано 5,2 тысячи браков, столько же, что за аналогичный период прошлого года, и 4,2 тысячи разводов — на 579 меньше, чем за первые четыре месяца 2023-го.
В царской России разводы были настоящей редкостью. Развести супругов могла только церковь, а тот, по чьей инициативе расторгался брак, обычно не имел права создавать новую семью. Это заставляло людей основательно обдумать свое решение. Так, в Российской империи в 1880 году было зарегистрировано всего 920 разводов, а в 1890 — 942.
Все изменилось с приходом советской власти. Законодательство о разводах в СССР стало одним из самых либеральных в мире. Расставание по обоюдному согласию не требовало судебного разбирательства. Если развестись желал только один из супругов, дело рассматривалось местным судом, но в 1926 году судебное рассмотрение отменили вовсе. Брак расторгали в органах ЗАГСа, причем без присутствия второго супруга, который информировался постфактум.
Последствия не заставили себя долго ждать. Уже в 1930-е годы СССР завоевал первое место в мире по количеству разводов. С тех пор эта тенденция сохраняется в России с небольшими перерывами.
Историк-архивист Павел Огорельцев говорит: по мере укрепления режима личной власти Иосифа Сталина и отхода от прежних максималистических «красных» идеалов, возможность официального разрушения семейных ячеек была ограничена.
«Считается, что все-таки главную роль играла необходимость в новых человеческих ресурсах, сильно истощенных войнами и репрессиями. А задачи в годы первых пятилеток ставились грандиозные. Теперь суды — кроме районных народных — рассматривали дела о расторжении брака, а бывшим супругам было необходимо пройти многочисленные бюрократические инстанции», — говорит эксперт.
Развод превратился в публичный и изнурительно затяжной процесс, а общество воспринимало решение о расторжении брака как нечто безнравственное и аморальное.
Если дело касалось раздела имущества и детей, то подключалась прокуратура, и супруги проходили допросы. «Починить» ячейку общества пытались даже парткомы и месткомы, применяя разные меры давления. В том числе лишение премий и исключение из партии.
Называя развод в СССР публичным процессом, мы вовсе не утрируем: о крахе семейной гармонии общественность узнавала очень быстро. Все потому, что обязательным этапом развода было размещение объявления в местной газете. Это должно было заставить желающих развестись передумать: не каждый хотел делиться проблемами с общественностью, желая сохранить свое имя в приличном свете.
Дополнительной мотивацией к сохранению брака становилась высокая стоимость государственных пошлин, оплачиваемых при расставании супругов, подчеркивает Огорельцев.
При первом секретаре Никите Хрущеве, процедура развода была упрощена, а в годы правления Леонида Брежнева вышел в свет новый Семейный кодекс, отменявший многие предыдущие положения, которые усложняли неприятную процедуру.
«Интересна статистика: именно в середине 1960-х наблюдается резкое увеличение числа разводов, что наводит на мысль о существующих тогда многочисленных „бумажных“ браках, когда супруги формально были семьей, а фактически долгие годы уже не жили вместе. Модернизация законодательства допустила легализоваться многим таким экс-супругам», — отмечает Огорельцев.
В позднезастойные и перестроечные времена число разводов продолжало постепенно увеличиваться, да так, что в 1987-м году страна возглавила европейский количественный антирейтинг. По словам Огорельцева, кроме законодательных положений, сыграли свою роль появление социально-политических и экономических свобод, а также нарастающая урбанизация — больше не было необходимости в «бабе» или «мужике», как в деревнях.
Сегодня расторгнуть брак российские супруги могут двумя способами: через ЗАГС и в суде. Первый вариант подходит только парам, согласным на развод и не имеющим совместных детей до 18 лет. В любом другом случае развод проходит в судебном порядке: если супруги договорились разойтись, определив, с кем будет жить ребенок и как поделить имущество, то им нужно подать заявление в мировой суд, если же нет — в районный.
По словам сертифицированного коуча ICF Анастасии Пармежовой, еще одной причиной того, что люди в СССР не разводились, был также жилищный вопрос — финансовые выгоды перевешивали личное счастье.
Сегодня каждый может приобрести квартиру и стать ее полноправным владельцем. Мы имеем возможность сдавать, продавать или снимать жилье, а также приобретать сразу несколько объектов недвижимости и оформлять ипотеку. Все, что нужно — деньги. Раньше же законы запрещали иметь больше одной квартиры в собственности, что создавало дополнительные барьеры для тех, кто решался на развод.
Тем не менее, подчеркивает историк Огорельцев, в этом случае речь идет о маленьком проценте лиц. По словам эксперта, для таких людей брак — всего лишь инструмент, пользование которым облегчило государство. Большинство же разводов, что в советских, что в российских семьях совершалось и совершается не из-за жилищного вопроса, а по социальным (предательство, вредные привычки), духовным и сексуальным факторам.
В 2021 году ВЦИОМ провел опрос среди россиян, что, по их мнению, является главной причиной разводов в стране. На первом месте оказались финансовые обстоятельства — бедность и трудности с обеспечением семьи, такой вариант выбрали 33% опрошенных. На втором месте — отсутствие взаимопонимания, так ответили 15% респондентов. Замыкает тройку измена или ревность одного из супругов, что выбрали 14% участников.
Согласно социологическим исследованиям, существуют и другие, менее очевидные факторы, способствующие разводу. К ним относятся отсутствие детей, высокая должность жены и различные взгляды на брак.
Эксперты сходятся в одном мнении: влияние старых порядков ослабло — в современном обществе люди стремятся к счастью и удовлетворению. Если в браке регулярно возникают конфликты, большинство не будет долго терпеть и выберет развод.
Судебный юрист Юрий Митин отмечает, что процедура медиации в таких случаях не всегда может помочь.
«Согласно исследованиям, многие разводы происходят на фоне серьезных конфликтов или насильственных отношений, где примирение может быть неэффективным или даже опасным. Таким образом, возможность спасения семей будет зависеть от индивидуальных обстоятельств и готовности супругов работать над своими отношениями», — говорит эксперт.
Помимо этого, в условиях экономической нестабильности, дополнительные затраты на консультации и терапию могут стать финансовым бременем для многих семей.