Поколение Z взрослеет: ожидается, что уже в этом году люди, родившиеся с 1996 по 2010 год, обгонит бэби-бумеров среди работающих полный рабочий день.
Зумеры привносят в офис иной набор ценностей, моделей поведения и ожиданий, нежели предыдущие поколения. Они не готовы терпеть «токсичное» отношение и могут уволиться одним днем, не имея подушки безопасности. Они не хотят задерживаться в офисе после 18:00 и уж точно не ответят в рабочем чате в свой выходной. Они жаждут комфорта и быстро выгорают без эмоциональной поддержки. Но за что же их ценят?
Директор факультета бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих делится, что практически весь его коллектив состоит из представителей молодежи до 22 лет. Большинство из них — это продуктивные, высокоэффективные, вовлеченные люди, желающие развивать карьеру.
Эксперт отмечает, что, родившись в эпоху колоссальнейшего скачка технологий, зумеры в массе своей отличаются энергичностью и пробивной способностью. Плохих на собственном опыте убедился, что из поколения Z с высоким целеполаганием можно вырастить хороших руководителей. Главное — правильно отбирать их на этапе трудоустройства.
При этом некоторые представители этого поколения имеют нестабильное психологическое состояние. Кто-то излишне инфантилен.
«Например, недавно у меня вышел на работу 18-летний парень, который увлекается кей-попом, одевается, как кей-попер, и порой рассуждает, как подросток. Тем не менее мы видим в нем большой потенциал. Если с такими моментами работать, то можно получить отличный результат», — рассказывает Плохих.
В любом случае эксперт призывает не судить обобщенно — в каждой возрастной категории людей есть и лидеры, и аутсайдеры.
«Об этом хорошо написал Малкольм Гладуэлл в книге „Гении и аутсайдеры“, где описаны закономерности развития успешных личностей. В каждом поколении находятся люди, которых нельзя стричь под одну гребенку со всеми остальными», — заключил собеседник.
В штате компании «Смартлидс» 61 сотрудник, 10% из которых — зумеры. Генеральный директор компании Алена Сидоренко подчеркивает: главное в работе с молодым поколением — это подход.
По мнению собеседницы, многое зависит и от самих людей. Лень, нарциссизм, нерешительность и несамостоятельность — это в первую очередь черты характера, а не качества сотрудника. И они могут принадлежать всем поколениям без исключения.
«Но соглашусь, что с зумерами это может прослеживаться гораздо чаще. Как говорится, „сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена создают слабых людей“. Поэтому у HR-ов компаний сейчас усложнилась работа. Все-таки при поиске соискателей среди зумеров нужен очень тщательный отбор», — говорит Сидоренко.
Стали сложнее рабочие задачи и у тимлидов. Зумеры требуют такого же тщательного обучения с адаптацией. Но достоинство поколения в виде цифровизации спасает — оно быстрее обучается, быстрее ищет информацию и решает сложные задачи.
«К сожалению, зумеры очень быстро устают от монотонности. Отсюда невнимательность, ошибки и сопутствующая неуверенность. Поколения Z готовы сворачивать горы, но после даже очень аккуратного замечания сразу опускают руки. Да, зумерам присуща нетерпимость», — отмечает эксперт.
Но где критика, там и похвала. «Смартлидс» работает в сфере IT, поэтому молодые, амбициозные кадры в компании только приветствуются. Сидоренко подчеркивает: все-таки глоток свежего воздуха в виде новых взглядов и идей нужен всегда. За это молодых специалистов стараются поощрять различными положительными отзывами и материальными подарками. Но здесь без злоупотреблений — чтобы бонус не стал демотивацией.
На современном рынке труда вопрос о том, кого лучше нанимать, становится особенно актуальным. Каждое поколение имеет свои уникальные особенности.
Наиболее эффективным было поколение бэби-бумеров: они отличались трудолюбием, стремлением к созданию светлого будущего и были менее сосредоточены на своих личных интересах. Поколения Y и Z демонстрируют схожие ценности, например, для них важна гибкость. В то же время зумеры проявляют способность к быстрой адаптации и освоению новых навыков.
Сейчас на рынке труда уже наблюдается новый тренд: выбор делают не только работодатели, но и соискатели. Аналитики компании «Яков и Партнеры» прогнозируют, что к 2030 году дефицит рабочих кадров в России может составить от 2 до 4 миллионов человек. А это значит, что очередей из дешевых кадров в ответ на любое объявление о работе уже не будет — у руля встанут зумеры, готовые к выходу на арену поколения «Альфа», и начнется новый виток развития рынка труда.