Помните длинные ряды медицинских карточек, в ворохе которых пропадали сотрудники регистратуры, прежде чем отправить вас на прием к педиатру? Эта привычная для многих россиян картина плохо увязывается с трендом на цифровизацию и должна уйти в прошлое. По крайней мере министр здравоохранения России Михаил Мурашко заявлял, что в конце 2024 года регионы страны должны будут начать использовать электронные медицинские карты.
Это — лишь часть масштабной работы в рамках нацпроекта «Здравоохранение». Предполагается, что в 2025 году ее итогом станет возможность записаться на прием к врачу и просмотреть медицинские документы через сервис Госуслуг. Конечно, это возможно только в том случае, если бумаги будут оцифрованы в регионах, где пациенты получали медицинскую помощь. Лидерами цифровизации отрасли являются Москва и Санкт-Петербург.
В Татарстане о цифровизации здравоохранения говорят давно. Начали с выдачи планшетов врачам скорой помощи и установки систем ГЛОНАСС в автомобилях, о чем глава республики Рустам Минниханов рассказывал в 2018 году. Три года спустя регион презентовал минздраву России программу внедрения новых технологий в отрасль, в том числе предполагавшую интеграцию республиканских и федеральных сервисов.
2022 год объявили Годом цифровизации в отрасли здравоохранения. Результаты оказались впечатляющими. Республиканская клиническая больница в Казани была сертифицирована по международным стандартам HIMSS. Правительство Татарстана сообщало: пациентам вручали браслет со штрих-кодом, который содержал информацию о человеке и помогал взаимодействовать с врачами. Медкарты оцифровали и «залили» в компьютер.
Что это значило для пациентов? Время на оформление больных сократилось, а значит, врачи смогли принимать больше людей. Не нужно было рыться в бумажных картах, чтобы свериться с решениями коллег и назначить нужное лечение, — информация высвечивалась на экране компьютера. Клиника прошла сертификацию с первого раза, и это была победа теперь уже экс-главы минздрава региона Марата Садыкова. На цифровизацию больницы потратили 450 млн рублей.
В послании Госсовету Татарстана в 2023 году Минниханов рассказал, что в регионе создается «единый электронный контур в сфере здравоохранения по мировым стандартам». Предполагалось, что к началу 2024-го его протестируют на базе Нижнекамской центральной районной больницы, а затем распространят на другие медучреждения. Чуть больше информации можно почерпнуть из приказа регионального минздрава от 8 ноября 2023 года.
В документе сообщается, что директор Диспетчерского центра минздрава Татарстана Руслан Тазеев, назначенный на эту должность в сентябре того же года, должен до 30 декабря 2023-го обеспечить разработку, регистрацию в реестре программного обеспечения и внедрение системы «ТАТМИС». На этом конкретика кончилась, и начались чудеса. Найти закупку на создание системы редакции Inkazan не удалось, потраченная на это сумма неизвестна.
Из релиза минздрава Татарстана следует, что руководителем проекта «ТАТМИС» был Константин Нех. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в Казани есть один человек с таким именем — директор компании «ДНКА АВТОМАТИЗАЦИЯ», что занимается разработкой программного обеспечения. На сайте организации указано, что она работает в области цифровой трансформации в медучреждениях. Данных о контрактах с минздравом республики нет.
Именно Нех проводил новому министру здравоохранения Татарстана Марселю Миннуллину экскурсию по нижнекамской больнице, показывая, как в тестовом режиме работает «ТАТМИС». Произошло это на шестой день после того, как министр подписал указ о ее разработке. Скорость феноменальная. Впрочем, минздрав писал, что полностью «ТАТМИС» запустят в больнице в конце 2023 года, а в 2024-м распространят на другие медучреждения.
Секрет того, как система появилась в столь короткие сроки, прост. Судя по описанию ее работы в СМИ, это просто те же стандарты, что были внедрены годом ранее в Республиканской клинической больнице — электронные медкарты, назначение анализов через компьютер и браслеты с QR-кодом, содержащим историю болезни. Однако внедрить «ТАТМИС» в других учреждениях здравоохранения к закату 2024 года так и не удалось.
Inkazan направил запрос в министерство здравоохранения Татарстана с просьбой сообщить, кто являлся разработчиком «ТАТМИС» и какая сумма была на это потрачена. Когда ответ будет получен, редакция его опубликует.
По словам собеседника Inkazan, «ТАТМИС» создавался по поручению Минниханова, причем разработчик якобы готовил цифровой продукт за свой счет. После успешной демонстрации в Нижнекамской центральной районной больнице дело заглохло. Как рассказал источник редакции, отношения между минздравом и разработчиком ухудшились. Место «ТАТМИС» заняла система «Электронное здравоохранение республики Татарстан» («ЭЗ РТ»), которую в регионе используют уже несколько лет.
Ее разрабатывала татарстанская компания «Витакор». По данным системы «СПАРК-Интерфакс», ее директором является Рафаэль Амиров. В последний раз организация раскрывала данные о своих совладельцах в 2020 году, тода 54% доли в уставном капитале принадлежало Иреку Закирову.
В работу этой системы минздрав вливает сотни миллионов рублей. Посмотрим данные сайта госзакупок за последний год. 11,4 млн рублей заплатили «Поволжскому удостоверяющему центру» за техподдержку информационной безопасности. 1 млн — «Витакору» за модернизацию системы. 67,3 млн — компании «АЙТИ ПРО100» за техподдержку. «Витакор» получил 14,8 млн и 14,3 млн за внедрение и интеграцию «ЭЗ РТ» в подведомственное минздраву учреждение. И еще 37,1 млн компании заплатили за модернизацию системы. Итого: 145,9 млн рублей.
Inkazan направил запрос в министерство здравоохранения Татарстана с просьбой сообщить, на каком этапе находится внедрение «ТАТМИС». Когда ответ будет получен, редакция его опубликует.
В 2020 году тогда еще глава минздрава республики Садыков заявил, что в регионе появилась лабораторная информационная система (ЛИС) «Алиса», которая позволяет в онлайн-режиме собирать данные исследований. Она была внедрена в большинство медучреждений. Однако, как сообщает собеседник Inkazan, в 2023 году процесс внедрения остановился. До конца года неохваченные системой учреждения получат другую ЛИС. Ее планируется интегрировать с уже имеющимися технологиями. По данным редакции, речь идет о разработанной челнинской компанией системе «НексМед».
Inkazan направил запрос в министерство здравоохранения Татарстана с просьбой сообщить, по какой причине остановился процесс внедрения в медучреждениях республики ЛИС «Алиса». Когда ответ будет получен, редакция его опубликует.
По словам еще одного собеседника Inkazan, проблемы в области цифровизации не ограничиваются трудностями с внедрением информационных систем. Якобы летом этого года минздрав России направил письмо на имя Минниханова, указав на риски в исполнении запланированных на 2024 год мероприятий.
Как рассказал источник редакции, речь идет в том числе об «Инциденте №7» — он предполагает, что с 1 сентября 2025 года в стране останутся только электронные медицинские книжки. Для этого в каждом регионе должна быть выстроена работа информационных систем. По словам собеседника Inkazan, если в бытность министром здравоохранения Садыкова Татарстан входил в число регионов-лидеров по исполнению этой цели, то сейчас якобы опустился на 83 место. В минздраве же республики уверяют: «Показатели по информатизации соответствуют плановым».
«Поручение министерства здравоохранения России по созданию единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения национального проекта „Здравоохранение“ выполняется в полном объеме. По итогам первого полугодия были достигнуты 4 из 6 годовых показателей федерального проекта. Остальные исполнены более чем на 50%. В соответствии с установленным планом до 31 декабря 2024 года показатели будут достигнуты», — заявляет минздрав Татарстана.
Собеседник редакции сообщил, что 6 сентября Миннуллин не явился на совещание по видеосвязи с минздравом России, где должен был рассказать, как решаются возникшие проблемы. Летом этого года министр заявлял, что первый этап создания региональной информационной системы будет завершен к 1 декабря 2024 года.
А значит, только конец года покажет, успеет ли Татарстан внедрить в систему здравоохранения все то, что так долго планировал и так уверенно обещал.