Клочок земли в Адмиралтейской слободе. С одной стороны — частный сектор и колония, с другой — русло Казанки. За бетонным ограждением, рвом и железным забором копошится техника и столбом стоит пыль. Говорят, где-то там в скором времени должна появиться Соборная мечеть. Когда именно — никто не знает. В ДУМ Татарстана на вопрос о том, на каком этапе находится строительство сооружения, обезнадеживающе ответили: сообщат об этом, когда произойдут предметные сдвиги.
Пока ждем, порассуждаем, зачем Казани нужна Соборная мечеть.
Как объяснили в региональном ДУМ, основным фактором, обосновывающим необходимость строительства, является острая нехватка мест для молитвы. Новое сооружение будет вмещать не менее 10 тысяч человек.
Чтобы избежать обвинений в гигантомании, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин напомнил про крупные религиозные объекты России. Например, Соборная мечеть в Москве и «Сердце Чечни» тоже рассчитаны на 10 тысяч посетителей. Центральная мечеть Махачкалы может принять единовременно 15 тысяч молящихся, Шалинская мечеть Чечни — 30 тысяч. В Махачкале в 2025 году появится мечеть на 50 тысяч человек.
По мнению депутата Казгордумы Алексея Серова, решение о необходимости строительства Соборной мечети должно приниматься самой мусульманской общиной. Главное — чтобы денег не просили. Они нужны на «важные социальные задачи». Сейчас средства на строительство соборной мечети собирает фонд «Игелек». Все работы будут финансироваться за счет пожертвований, ожидается, что окажет поддержку и крупный бизнес.
«Нравится это кому-то или не нравится, у нас светское государство — оно отделено от любой религии и у него есть свои задачи. Если исповедующие ту или иную религию — люди состоятельные и готовы финансировать масштабное строительство, — это их выбор», — сказал депутат.
Как отметил Серов, по большому счету только крупные мусульманские праздники собирают огромное количество верующих. В остальное время потребности верующих в Казани могут удовлетворить существующие учреждения.
«Если ДУМ РТ считает, что им необходимо новое масштабное культовое сооружение, если оно понимает, откуда будет привлечено финансирование — а это очень дорогой проект, учитывая и положение Татарстана, и ту высокую планку, которая задана строительством знаковых объектов, — дай бог, как говорится, Алла сакласын», — добавил депутат.
«В свое время Шаймиев (Минтимер, первый президент Татарстана — Inkazan) сказал: „Религия отделена от государства, но она не отделена от общества, а общество — это мы“. Раз у населения есть потребность, почему бы ее не удовлетворить?» — отметил в разговоре с Inkazan исламовед Рустам Батров.
Однако остается вопросом, есть ли расчеты, обосновывающие потребность в 10 тысячах молельных мест.
Батров считает, что Соборная мечеть будет иметь не только утилитарное, но и символическое значение. Архитектурное сооружение станет неким отражением нового вектора развития Татарстана. Если Кул Шариф — это символ нашей истории и дань уважения предкам, то новая ультрасовременная мечеть будет акцентировать внимание на инновационном и прогрессивном потенциале региона. Если бы места для молящихся распределили по спальным районам, проект не смог бы реализовать свою главную идею.
«Конечно, всем сестрам по серьгам было бы функциональнее и правильнее, но тогда бы не появился символ, что-то значимое, эпохальное», — сказал эксперт.
Строительство мечети можно также рассматривать как стремление укрепить статус Казани как центра ислама в Поволжье. Однако, по словам Серова, столица Татарстана уже давно носит это звание.
Более того, отмечает депутат, о Казани уместно говорить как об одном из двух мусульманских центров России наряду с Северным Кавказом. Это объясняется, во-первых, большим количеством исповедующих религию, во-вторых, активной позицией руководителей регионов, и, в-третьих, наличием действительно знаковых мусульманских объектов.
Некоторые критики могут интерпретировать строительство новой мечети как исламский ответ на восстановление расположенного в центре Казани собора Казанской иконы Божьей матери в 2021 году. Но и тут эксперты рекомендуют не быть категоричными.
По словам Батрова, в Татарстане все решения, касающиеся религии, уравновешены изначально. Проявление равноправия можно проследить еще с тех времен, когда, будучи главой республики, Минтимер Шаймиев начал активно заниматься вопросами восстановления и возрождения религиозных объектов.
«Кул Шариф восстановили вместе с Благовещенским собором, потом он (Шаймиев — Inkazan) фонд „Возрождение“ создал, где Свияжск и Болгар вместе возрождали. А когда собор строили, параллельно возводили Болгарскую исламскую академию», — объяснил исламовед.
Поиск подходящего места для Соборной мечети Казани начался в 2020 году и завершился лишь через три года. Изначально ее планировали разместить на территории парка аттракционов «Кырлай», снесенного ради этого проекта. Но от идеи строить столь масштабный объект напротив Казанского Кремля отказались. Серов считает, что Адмиралтейская слобода — отличный выбор для будущего объекта.
Во-первых, там находятся «водные ворота» города. Мечеть будет видна и с реки, и из центра, и со стороны железнодорожных путей. Многие туристы, приезжающие в Казань на поезде, смогут насладиться видами города. Во-вторых, Адмиралтейская слобода, несмотря на свою близость к центру, — та часть города, которая ждет реновации, придания ей нового смысла. В этом контексте появление там мечети — тоже плюс, поскольку вслед за ней потянется и инфраструктура.
Слобода долгое время не могла развиваться из-за проблем с сетями. После введения КНС «Заречная» район получил зеленый свет для строительства новых объектов: жилья, социальных и культурных учреждений.
«Здесь, конечно, нужно покритиковать городские власти за то, что не готов мастер-план. Сейчас территория застраивается хаотично: участок прошел согласование, и все — реализуется проект. А какое это будет вообще место в целом? Вот к этому необходимо более внимательно подойти. Чтобы и туристическая привлекательность была у этого места обязательно, чтобы мы могли туда гостей водить», — говорит Серов.
Ранее главный архитектора Казани Ильсияр Тухватуллина назвала выбранное место идеальным для создания знакового объекта мирового уровня: впереди открывается вид на реку, а сзади намечено обустройство парка. Адмиралтейская слобода — это развивающийся район, на прилегающих территориях которого появится более 150 тысяч квадратных метров жилых и коммерческих объектов, а также вся необходимая инфраструктура.
Вместе с этим возникает вопрос: а как будет восприниматься возведение огромного объекта жителями слободы?
Во-первых, необходимо понимать, что территория, на которой запланировано строительство, преимущественно состоит из частного сектора. Люди, живущие здесь, привыкли к покою и уединению. Во-вторых, не станет ли объект привлекать мигрантов, наличие которых может ухудшить криминальную обстановку в районе?
Комментируя второй тезис, генерал-майор ФСБ Александр Михайлов отметил: везде, где строят мечети, есть такая проблема, однако все будет зависеть от того, насколько удастся сразу определить правила игры и красные линии.
«Если эти красные линии определены — проблем нет. В Татарстане мусульманского населения достаточно много, поэтому, я считаю, что мечеть нужна. А что касается самих мигрантов, то это вопрос к миграционной службе, а не к мечети. Тем не менее я думаю, что с обеспечением безопасности трудностей не будет, силы правопорядка подтянутся в это дело», — сказал Михайлов.
По мнению старшего научного сотрудника МГИМО и ИЭА РАН Ахмета Ярлыкапова, вопрос скопления иностранных граждан — о двух концах. С одной стороны, местные жители могут испытывать дискомфорт. С другой, чем больше мы создаем условия, при которых мигранты ищут укрытие в подпольных мечетях, тем легче их вербовать.
«Чем мигранты отличаются от остальных мусульман? В чем их особая опасность? Они ведь все равно ходят в мечети. И будет лучше, чтобы они ходили в мечеть, так скажем, официальную, чем в подпольную», — сказал эксперт.
Проект мечети презентовали широко, но несмотря на амбициозные планы, сроки строительства по-прежнему остаются неизвестными.