Posted 2 октября, 12:19
Published 2 октября, 12:19
Modified 2 октября, 12:21
Updated 2 октября, 12:21
В Торгово-промышленной палате России предлагают считать предприятие семейным, если в нем трудятся как минимум два родственника, они являются основными владельцами бизнеса, и хотя бы один из них занимает пост руководителя.
На сегодняшний день лидерами по количеству крупных семейных компаний являются США, Германия, Франция, Китай и Италия. Россия пока находится на задворках списка — в 2023 году всего одна организация вошла в топ-500 мировых семейных бизнесов.
Хотя фамильные предприятия у нас не достигают такого масштаба, как в Европе, концепция развивается и распространяется. По данным ТПП России, 74% малого и среднего бизнеса в нашей стране — это организации, в которых работают супруги или родственники. При этом более половины из них имеют годовой оборот до 500 миллионов рублей.
В некоторые отрасли экономики семейный бизнес вносит ощутимый вклад. Так, 99% фермерской продукции выращено семейными сельскохозяйственными предприятиями, 95% частных школ в России основаны семейными предпринимателями, а треть всего хлеба в стране выпекают семейные пекарни.
Примером успешного семейного бизнеса является рекламно-производственная компания AmadeyPrint, основанная братом и сестрой — Ильей Алексеевым и Анастасией Шаховой. Начав с небольших заказов, они смогли развить свое дело и вывести его на годовой оборот в один миллиард рублей.
«Был период, когда мы конфликтовали друг с другом, но решили эту проблему разделением зон ответственности. Сейчас у нас все работает слаженно, и мы постоянно развиваемся», — рассказывает Анастасия.
По мнению собеседницы, в ведении бизнеса с родственниками есть только плюсы: люди, воспитанные в одной семье, имеют схожие ценности и хорошо знают сильные и слабые стороны друг друга.
«Мне комфортно, что я могу на 100% доверять человеку, с которым веду бизнес. Да, юридически наши с братом доли четко разделены, документально распределены обязанности и все процессы отлажены так, чтобы была обеспечена полная прозрачность. Но не это дает мне чувство безопасности, а предсказуемость. Я изучила этого человека с детства, понимаю все его реакции. Знаю, чего от него можно ждать, а чего нельзя», — заключила Шахова.
По словам учредителя компании «КОНДА» Ильи Токалова, на данный момент большая часть предприятий из сегмента «Семейный бизнес» находятся под управлением первого поколения, поскольку зарождение предпринимательской деятельности в России началось только с середины 90-х годов.
Дожить до времен, когда бизнес принадлежит семье в третьем поколении, удается лишь 30% фамильных компаний. Перед тем, как определить причины такой статистики, эксперт предлагает рассмотреть, какие бывают виды семейного бизнеса. Первый вид — когда члены семьи занимают руководящие должности. Второй — когда они работают в компании на разных должностях, и, как обычно говорят, «помогают» родственнику, открывшему свое дело.
Плюсы от первого варианта очевидны:
— Деньги. Капитал суммируется и вкладывается в открытие и развитие компании, что позволяет не прибегать к кредитным и заемным средствам.
— Стабильность. Решения принимаются коллегиально, взвешенно. Уменьшается риск совершить ошибку.
Но есть и минусы.
«Основной — предприятие принадлежит нескольким людям, пусть и родственникам. А это значит — разные характеры, разное понимание процессов работы и их важность. Вы не полноценный хозяин и все вопросы, решения, нововведения должны с кем-то обсуждаться и требовать одобрения», — говорит Токалов.
Второй вариант также имеет свои преимущества и недостатки. Главный плюс — «на своих» всегда можно положиться. Особенно, если дело касается интеллектуальной собственности.
«В наше время, когда все продается и покупается — спать спокойно, зная, что ваши секреты не узнают конкуренты — очень важно. Тем более для маленьких компаний, где буквально все „добывается“ собственным потом и каждодневным трудом», — говорит эксперт.
Минус: родственные отношения ведут к снижению дисциплины и «поблажкам». При этом заработная плата выдается в соответствии со штатным расписанием, а объем выполняемой работы членом семьи, может не всегда соответствовать нормам на предприятии.
С 2019 года Торгово-промышленная палата реализует проект «Развитие семейного предпринимательства в России», нацеленный на поддержку фамильного бизнеса и предоставляющий его представителям возможность обмениваться опытом и учиться друг у друга.
«Ежегодно проводится всероссийский семейный форум „Успешная семья — успешная Россия“, создан Всероссийский семейный совет. В девяти регионах созданы центры поддержки семейного бизнеса на базе торгово-промышленных палат. В 50 регионах созданы общественные формирования, нацеленные на семейный бизнес —комитеты или советы», — говорит президент ТПП России Сергей Катырин.
Семейные предприятия имеют потенциал стать основой экономического развития регионов, так как они ориентированы на долгосрочную работу, а дети основателей таких компаний, как правило, не уезжают со своей малой родины в поисках лучшей жизни.
«Мы продвигаем активно законодательство: и на федеральном уровне работаем над тем, чтобы был все-таки принят закон, и на региональном уровне. Нам удалось добиться, что в девяти регионах РФ уже приняты региональные законы о поддержке семейного бизнеса», — говорит Катырин.
В ТПП предлагают законодательно закрепить понятие «семейное предприятие» и создать реестр таких компаний. Разработка законопроекта уже завершена, в настоящее время он находится на рассмотрении в соответствующих министерствах.
Если закон будет принят, меры поддержки смогут стать более адресными, при этом они не ограничатся лишь финансовыми инструментами. В частности, это может быть помощь с получением делового образования, продвижения бренда или разработкой бизнес-плана. Кроме того, обсуждается возможность введения специального налогового режима для фамильных предприятий.