Posted 14 октября, 13:58
Published 14 октября, 13:58
Modified 14 октября, 14:00
Updated 14 октября, 14:00
По статистике, больше всего случаев пропажи детей приходится на осенне-весенний период. Это подтверждают и в поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт». По словам клинического психолога Ксении Савельевой, начало учебного года представляет собой непростой этап как для детей, так и для всех членов семьи. Он сопровождается повышенным стрессом, который нередко приводит к росту случаев ухода из дома у школьников и их обращений за помощью на горячие линии.
Эксперт связывает это с высокими академическими ожиданиями, новыми предметами и учителями, трудностями в общении с одноклассниками, а также обострением семейных конфликтов.
«Многие дети испытывают тревогу из-за необходимости соответствовать ожиданиям родителей и учителей, сталкиваются с проблемами адаптации к новым условиям обучения и опасениями по поводу своих личных качеств или внешнего вида. Все эти аспекты могут серьезно повлиять на их эмоциональное состояние и общее благополучие», — говорит Савельева.
При этом психолог отмечает: многие папы и мамы сосредотачиваются исключительно на академической успеваемости их ребенка, не уделяя должного внимания его эмоциональному благополучию и личностному становлению.
Все это накладывается на другой фактор — резкое «переключение» на другой образ жизни.
«Летние каникулы самые длинные и все дети привыкают к свободе, отсутствию родительского контроля, оценок, заданий, требований, наказаний. Несмотря на то что каждый ученик понимает, что учебный год все равно начнется в сентябре, редко кто осознает какая психоэмоциональная нагрузка ляжет на ребенка осенью», — говорит магистр психологии и педагогики, детский психолог Рада Байрамова.
За лето происходят скачки роста и гормональные всплески. Требования, как со стороны школы, так и со стороны родителей затягивают ребенка в тиски, из которых психике сложно выбраться самостоятельно, подчеркивает Байрамова, — любая эмоционально окрашенная ситуация может казаться неразрешимой для подростка.
«А так как наиболее привычный паттерн поведения в этом возрасте — это избегание, ребенок может видеть сиюминутный выход из ситуации конфликта в уходе из дома. Это, конечно, не решит проблему, но даст сильный адреналиновый выплеск, когда кажется, что „море по колено““, — говорит эксперт.
Повторных уходов ребенка из дома, по словам Байрамовой, поможет избежать только комплексная работа психолога родителей.