Posted 17 октября, 04:10
Published 17 октября, 04:10
Modified 17 октября, 04:10
Updated 17 октября, 04:10
Помощник президента РФ и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский заявил, что в ближайшее время срок обучения в школах и вузах России может сократиться. Он обосновал это тем, что подростки должны начинать задумываться о своей профориентации как можно раньше.
«Время диктует сокращение продолжительности среднего образования, то, что у нас 11 лет, — это непозволительная роскошь. Будто мы живем с вами в XIX веке. Оно должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться», — цитирует Мединского ТАСС.
Идею поддержал депутат Госдумы Анатолий Вассерман, пишет «Подъем». Он убежден, что при применении методик, направленных на «формирование целостной картины мира», объем знаний, который сегодня дают за 11 лет, можно освоить на три года быстрее.
В поддержку инициативы Мединского выступил и писатель Захар Прилепин. По его мнению, такая реформа поможет справиться с демографическими проблемами, которые вызваны инфантилизацией общества.
«Людей осмысленно держат в полудетском состоянии. Какие им еще дети, если они сами почти до тридцати (с высшим образованием) — дети. И общий, увы, серьезный уровень безответственности и инфантильности тоже связан с этими накрученными классами. Школу надо не в 19 оканчивать, а в 16. Лучше даже в 15», — написал Прилепин в своем Telegram-канале.
Но, как показывает исследование Superjob, концепция не находит поддержки среди родителей школьников. Лишь 27% из них согласны с сокращением срока обучения.
Менеджер по интеграции образования, член ассоциации педагогов России Александра Жигунова отмечает: раннее развитие и созревание подростков свидетельствует о потребности самореализации и обретении самостоятельности в плане заработка собственных карманных средств. Подростки более адаптированы в современной цифровой среде и нередко начинают вести блоги, соцсети, зарабатывать на Telegram-каналах и настройке рекламных интеграций.
При этом Жигунова подчеркивает, что необходимо также учитывать психологические и личностные особенности подростков: некоторые из них еще не имеют представлений о трудовой деятельности в связи с гиперопекой родителей и отсутствием опыта в той или иной деятельности.
С готовностью мотивированных подростков поступать в вузы и выходить на рынок труда проблемы вряд ли возникнут, считает ведущий научный сотрудника Лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН Сергей Гатауллин. Однако, если говорить о покрытии дефицита рабочих рук, то речь идет преимущественно о низкоквалифицированной работе.
«Подготовка высококлассных работников не может быть быстрой и дешевой, а если образование некачественное, то абсолютно не имеет значения продолжительность — десять, одиннадцать или даже пятнадцать лет», — отмечает эксперт.
По словам Гатауллина, в «неоднозначной и скользкой риторике» чиновника об образовании, спрессованном по времени, можно выделить один ключевой момент, отражающий наиболее острую проблему российского образования. А именно: у государства, вероятно, нет достаточных ресурсов для обеспечения качественного образовательного процесса в необходимом объеме и, прежде всего, в разрезе кадрового обеспечения.
Эксперт считает, что было бы правильнее не сжимать срок обучения, а исключить навязанные за последние годы бессмысленные активности обучающихся и педагогических работников.
В том, что такая корректировка имеет больший шанс на успех, уверена и Наталья Локтева, член комиссий по направлениям «Семья» и «Культура» Госсовета РФ.
«Достаточно углубиться в историю. Существующая поныне школьная модель была заложена еще большевиками, как калька уже сложившейся в Европе системы, и с тех пор в нашей стране она не менялась, тогда как в мире претерпела существенные изменения», — говорит Локтева.
Сегодня школьники обучаются общеобразовательной программе до 9 класса, а затем выбирают 3-4 предмета, которые нужны им для поступления, и изучают их углубленно. Но ситуация такова, что детей загружают общими предметами.
Кроме того, во многих школах чуть ли не до старших классов остаются предметы, которые профессионально в общеобразовательных учреждениях не преподают — например, музыка и ИЗО. Пользы от них для большинства нет, отмечает эксперт. Понимая это, педагоги сами часто относятся к преподаванию несерьезно.
Из-за недостаточного качества преподавания общих знаний, родители школьников вынуждены тратиться на репетиторов. На это уходит приличная сумма: если ребенок сдает четыре предмета, то в идеале по каждому нужен репетитор, стоимость его услуг за один час занятий стартует от 1500 тысяч рублей.
«На мой взгляд, нужно максимально оптимизировать процесс подготовки выпускников и отфильтровать ненужные дисциплины. Чем раньше подростки начнут углубленно вникать в азы выбранной профессии, тем лучше для всех: для учеников, которые смогут заблаговременно оценить свои возможности, для педагогов, которым не придется заставлять гуманитариев зубрить теоремы, а математиков — стихи и, наконец, для государства, которое намного раньше получит грамотных и замотивированных профессионалов», — считает Локтева.
Если даже в ближайшем будущем школьники будут переходить в статус студентов на несколько лет раньше, утопическая идея о восстановлении экономики путем выхода на работу большого пласта молодых специалистов и решения проблемы с нехваткой кадров вряд ли воплотится жизнь. Эксперты говорят: высшая школа сильно хромает. Люди заканчивают вузы, не получая особых навыков, во многом из-за того, что теоретическая часть сильно перевешивает практическую.
«У меня дочка учится в КФУ, и я бы не сказал, что им дают то, что позволит ей работать. Им не дают тех вещей, за которые платят деньги. А платят за практику, за навыки, за софт-скиллс, за хард-скиллс. При нынешних условиях человек имеет три высших образования и сидит кассиром в „Пятерочке“», — говорит экономист и руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов.
В результате мы пришли к тому, что работодатели все реже смотрят на диплом соискателя. Да, цвет корочки может выделить вас на фоне других собеседующихся, но вряд ли станет основополагающим фактором того, что вас примут.
«У меня у самого была такая ситуация. Я пришел на проект, говорю: „Вот мой красный диплом, золотая медаль, кейсы“. Мне сказали: „Нам это не надо, если вот это сделаешь, мы тебя возьмем“. На диплом не смотрят, и это плохо. Надо добиться того, чтобы было качественное образование, чтобы диплом действительно был каким-то показателем», — считает эксперт.
Сейчас во всем мире идет тенденция к увеличению сроков обучения в школе. 12 лет учатся в Китае, США, Ирландии, Индии, Японии и даже Молдове. В Италии, Великобритании, Франции и Германии школа занимает все 13 лет. Там считают, что в 16-18 лет выпускники не знают, куда идти дальше и чему себя посвятить.
Более того, в некоторых странах распространено такое понятие как Gap year — годовой перерыв. Он предназначен для того, чтобы дать бывшим школьникам отдохнуть от учебы перед поступлением и подумать, какое образование и карьеру они хотят получить, перед принятием важного решения.
Но в России держат свой курс — к станку, не теряя времени.