Posted 27 октября, 12:57
Published 27 октября, 12:57
Modified 27 октября, 14:45
Updated 27 октября, 14:45
В октябре депутат Госдумы Андрей Гурулев предложил ввести в России налог на бездетность. По его мнению, собранные средства можно было бы направить на улучшение и модернизацию детских домов по всей стране. Идея поддержал директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец, который отметил, что бездетные семьи должны вносить в государственный бюджет по 40 тысяч рублей каждый месяц.
Предложение о введении налога на бездетность получило поддержку со стороны некоторых законодателей, однако в обществе оно вызвало смешанные реакции.
«Да, россияне „вымирают“, коренного населения становится все меньше. Об этом нам красноречиво сообщил Росстат, согласно данным которого уже к 2025 году коэффициент рождаемости в стране упадет до 1,31 ребенка на женщину. Тогда как для восполнения нации собственными ресурсами, не прибегая к помощи мигрантов, он должен равняться 2,7», — говорит Локтева.
По словам эксперта, на фоне падающих показателей рождаемости — в июле в стране родилось менее трехсот тысяч младенцев, что сравнимо с данными времен дефолта, признанными демографическим дном, — растет и смертность. В связи с этим понятен вектор власти, пытающейся замотивировать население рожать больше.
«В ход идут и финансовые „пряники“, и риторические „кнуты“. Однако прежде чем наказывать людей за их якобы пресловутое нежелание плодиться и размножаться, стоит взглянуть на проблему объективно и комплексно», — считает Локтева.
Почему россияне сегодня все больше становятся «добровольно бездетными», «постоянными откладывателями» или ждунами? 25% молодых пар отрицают возможность родительства, а в качестве причин такого решения называют не только и не столько желание пожить для себя, но и вполне понятные испытываемые трудности, такие как финансовая и экономическая нестабильность, сложности с трудоустройством, боязнь декретных «каникул», в период которых доходы семьи могут упасть до двух и более раз.
«И в этом контексте нельзя не вспомнить данные, согласно которым конкретно российских женщин от материнства отталкивают психологические факторы, тревожность и страх неустроенности после отпуска по уходу за ребенком», — добавляет Локтева.
Немаловажно, по словам эксперта, и то, что среди основных причин отказа от расширения семьи фигурирует неуверенность в партнере, его приверженность вредным привычкам, алкоголизм, наркомания, ревность, несовпадение характеров и взглядов на жизнь.
«И уже в этой связи вновь обретают актуальность мысли о непропорциональном воспитании и формировании ценностей в российском обществе конкретно у мальчиков и девочек, из-за чего наши мужчины и женщины вырастают с нереалистичными ожиданиями друг от друга», — говорит член комиссии по направлению «Семья» Госсовета РФ.
Все вышеуказанные факторы, по словам Локтевой, являются системными и накопительными, сформировавшимися не сегодня и даже не вчера, а десятки-десятки лет назад. В те годы, когда Советский Союз столкнулся с первыми двумя демографическими ямами, последствия которых мы до сих пор не преодолели — отголосками войны и распада государства.
Тогда были заложены установки, не способствующие становлению крепкой многодетной семьи, со здоровыми, свойственными по природе и полу ролевыми моделями каждого ее члена. Отсюда, говорит Локтева, вопрос: возможно ли сформировавшиеся вековые паттерны поведения преодолеть одними лишь запретами или угрозой ввести налог? При этом не предложив взамен доступное и мотивирующее понятие многодетной семьи как новой нормальности, подкрепленной, в том числе, финансово?
«Очевидно, что сейчас, после безрезультатных игр в демографию, мы находимся на начальной стадии моделирования новой ценной семейной идеологии, плоды которой реально увидеть лишь в долгосрочной перспективе, и любые резкие инициативы не только не приведут к мгновенному результату, но и способны разрушить начатое», — подчеркивает эксперт.
В нынешней демографической ситуации, говорит эксперт, виноватых искать не стоит.
«Пожалеть хочется всех: и государство, которое, действительно, пытается, и население, которое пока не может. Понять можно обе стороны. Для этого достаточно спросить себя самих: отчего бы лично нам сегодня не завести еще одного ребенка?» — заключила Локтева.