История началась 23 октября в Коркино Челябинской области. В этот день в машине обнаружили тело сорокалетней матери двоих детей Елены Сарафановой. Местный следком возбудил уголовное дело по статье «Убийство» и вскоре выяснил, что женщина работала таксистом и последний вызов, который она получила, был в частный дом цыган.
Уже на следующий день полиция задержала 16-летнего парня. По данным следствия, во время поездки между водителем и пассажиром возник конфликт, и тот четыре раза ударил ее в грудь острым предметом.
Но это не успокоило горожан — начались стихийные волнения. Люди собрались на сход, жалуясь на бездействие полиции и требуя справедливого возмездия. Искать правду полторы сотни человек отправились к трехэтажному дому цыганского «барона». Придя на место, толпа забросала его камнями и другими подручными предметами, а затем попыталась проникнуть внутрь.
Цыгане тоже отсиживаться не стали и открыли стрельбу — двое мужчин доставлены в больницу с огнестрельными ранениями. Утихомирить всех удалось только ОМОНу. В тот день полиция задержала 43 «искателей правды» и составила на них протоколы о хулиганстве. Представители цыганской диаспоры стали уезжать из Коркино в соседний Еманжелинск.
На следующий день начались более решительные действия: задержали стрелявшего цыгана. Им оказался 58-летний «барон» Николай Казаченко, а главу органов внутренних дел «Коркинский» Владимира Дякина отстранили от должности. 16-летнего парня, которого обвиняют в убийстве таксистки, отправили в СИЗО на 2 месяца.
История на этом не закончилась. Глава следкома России Александр Бастрыкин забрал дело себе для более тщательного расследования. А жители продолжили чинить самосуд. В ночь на 26 октября в Коркино подожгли очередные два дома и несколько автомобилей, принадлежащих цыганской общине.
В этот день из отпуска вышел губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Когда он вернулся на работу, то поручил детально, комплексно разобрать эту ситуацию и сделать всё, чтобы волнения не распространились, заняться социализацией цыган и улучшить жизнь в Коркинском муниципальном округе.
«Какие выводы можно сделать уже сейчас? Проморгали, откровенно проморгали конфликт с национальным оттенком, надо это честно признать. Ни местная власть, ни профильные структуры, правительство региона, ни правоохранительный блок вовремя не выявили накопленные проблемы и не купировали их. Тут вопросы, коллеги, ко всем, но главный вопрос к власти на местах. Вы-то видели проблему, вы с ней работали. Где профилактика? Где конкретные действия?» - заявил Текслер.
Он признал, что коренных жителей раздражает наглое поведение цыганской диаспоры, и случаев таких было много. Цыгане ведут себя вызывающе, доход их неизвестен, закон могут не соблюдать.
Генерал-майор ФСБ Александр Михайлов в разговоре с корреспондентом Inkazan на вопрос, почему никак не удается решить проблему с этой категорией граждан, ответил, что просто ее никто не решает.
«Когда я служил в наркоконтроле, у нас одним из триггеров были цыганские дела в поселке Кимры [Тверская область — Inkazan]. Там был цыганский табор, который держал весь наркорынок. И мы не могли понять, почему никто ничего не делает. В конце концов мы трижды поменяли руководителя кимрского уголовного отдела, и через какое-то время стали появляться обвинительные приговоры, потому что все приговоры до этого были условные. Мы можем догадаться, почему. Хотя судьи и говорили, что все по закону, но закон — что дышло: куда повернешь — туда и вышло», — говорит он.
По словам Михайлова, через какое то время удалось пересажать всех баронов, всех «баб Роз», которые там были. Так ситуация пошла на убыль. Или, например, в Калининградской области был поселок Свободный, куда каждый день на электричках приезжали толпы наркоманов. Они там же употребляли, некоторые там же и умирали. Тогда силовики проявили жесткую позицию: вместе с местными органами власти и через суд снесли все незаконные постройки, а по сути это весь поселок.
«В Челябинске уже начальника УВД сняли и правильно сделали, мы можем сколько угодно купировать ситуацию, но без жесткой руки этого сделать невозможно. Все, что там произошло, носит системный характер. Никчемное отношение к этому вопросу со всех сторон: со стороны органов власти, со стороны ФСБ, со стороны органов внутренних дел», — считает Михайлов.
При этом он отмечает, что здесь возникает другая проблема, когда начинают в одном месте «нахлобучивать», они перемещаются в другой субъект всем табором.
Также он добавил, что эта проблема носит демографический характер. Большая часть цыганских семей, но безусловно не все, по сути являются организованным цыганским сообществом. С трех лет ребенок начинает заниматься преступным бизнесом вместе с родителями. Один ведет контрнаблюдение, другой — делает закладки, третий — берет деньги.
«Я понимаю негодование людей в Челябинске. Я так полагаю, что убийство этой таксистки было последней каплей. Наверняка весь поселок, все жители были под гнетом цыган и были вынуждены мириться с ними. Все, что происходит в этой среде носит характер абсолютной безнаказанности, а самое главное, что это показывает отсутствие у нас гражданского общества. У цыган оно есть. Они встают всем табором и начинают устраивать гвалт вокруг участкового, а у нас он начинается, только когда человека убьют», — говорит генерал-майор.
По его мнению, если в этом поселке построены незаконные сооружения, то решением суда — все под бульдозер, тогда они это поймут. Также он добавил, что надо смотреть на проблему комплексно: незаконное подключение к электросетям — штраф, арест имущества, незаконная врезка в газовую магистраль — штраф, уголовное дело. Тут нужно работать по всем направлениям, начиная от лесничих, кончая системой электроснабжения. И, конечно, надо разбираться, кто землю выделял, в каких границах у них узаконены эти участки.
«Они считают, что они вольные, как ветер, и могут делать все, что захотят. Нифига. Русский пацан тоже самое сделает, ему такой срок впаяют — мама не горюй, а эти заплатили кому надо и выскочили из-под уголовной ответственности. Надо разбираться с этими вещами. Где появляются диаспоры, которые начинают диктовать условия местным жителям, к едрене фени все! Нарушил закон — в камеру! Других вариантов быть не может», — заключил Михайлов.
Татарстан пытался бороться с цыганами жесткими мерами. В 2017 году в Зеленодольском районе, в селе Айша снесли цыганский табор, в котором они жили с 2005 года. Изначально цыгане купили четыре участка, из которых три находились на параллельных улицах так, чтобы поселиться всем кланом. Постепенно цыганский поселок расширялся, а когда администрация Зеленодольского района начала интересоваться, на каком основании в селе вдруг появились 14 неучтенных домов, то бросились собирать документы. Но тщетно. По существующим нормативам «лишние» дома уже никак не вписывались на территории купленных участков.
Во время сноса цыганки, окружившие законников, обещали их роду кары небесные вплоть до седьмого колена. Но «родовое гнездо» уничтожили.
Интересно, что за два года до этого, тогда еще мэр Зеленодольска, а ныне глава Госжилинспекции республики Александр Тыгин, обсуждая рост преступности, заявил, что при слове «уличное мошенничество», ему «в голову приходит только одно — цыгане».
«Если покажете мне хотя бы одного цыгана, который честно заработал свои деньги, то это будет приятно. В музей поставим. Единственный в городе за всю историю», — шутил тогда он, а после отвечал за свои слова в суде.
В 2020 году в сети всплыла громкая история. Тогда выяснилось, что молдавские цыгане в Казани держали в рабстве «дядю Диму», заставляя его побираться на улицах города. Мужчину привезли из Владивостокского дома-интерната. Он пытался убегать, но его находили, избивали и снова выставляли. Руководитель волонтерского движения «Душа России» Юлия Хакимова помогла молодому человеку вырваться от обидчиков.
В 2023 году в Казани нашли цыганский штаб рабовладельцев. Из столицы Татарстана мигрантов и инвалидов отправляли в трудовое рабство по всей стране.
Сегодня в разговоре с корреспондентом Inkazan Хакимова рассказал, что сейчас подобных историй в городе нет.
«Такие вопросы мне уже давно на глаза не попадались. История с рабством и инвалидами — это были заезжие цыгане, они то приезжают, то уезжают. Также у нас бывают нижегородские цыгане — они тоже едут в Казань как на заработки. А так, у нас в Зеленодольском районе вроде были цыгане, но они уже давно „цивилизованные“. Никаких подобных вещей не слышно», — рассказала она.
Но все же случаи с гражданами этой национальности, как и любой другой, периодически всплывают в прессе. Этим летом цыгане и устроили массовую драку у казанского торгового центра KazanMall, и обманывали водителей.
Тогда же жители казанских поселков рассказали в соцсетях, что в поле неподалеку от них обосновался цыганский табор. Якобы приезжие установили бытовку, готовят еду на костре и справляют естественную нужду, не имея обустроенного туалета. Такое соседство показалось казанцам небезопасным, они обратились к участковому. Однако отметили, что оперативной реакции не последовало.
Тогда на запрос Inkazan в пресс-службе Советского района города ответили, что «В случае необходимости незаконные сооружения будут демонтированы».
Судя по предсказанию генерал-майора ФСБ, после «кипиша» в Челябинске табор будет уходить, а вот куда — это вопрос.