В 2019 году кассовые сборы в российских кинотеатрах составили 55 млрд рублей. В 2023 году эта цифра снизилась до 40 млрд рублей. Для сравнения — выручка сети «ДоДо Пицца» за тот же период достигла 84 миллиардов рублей.
«То есть обращаем внимание на то, что даже до пандемии, когда отечественный кинотеатры были заполнены российскими блокбастерами, они не приближались даже до выручки одной такой крупной компании, как „ДоДо Пицца“. Это говорит о том, что киноиндустрия в нашей стране все еще в стадии развития», — отмечает Кутуев.
Одной из основных причин кризиса в кинотеатрах является уход таких значимых студий, как Disney, Warner, они забрали с собой не только картины, но и маркетинговые бюджеты, которые являлись лид-магнитом в кинотеатры и приводили трафик, в том числе в торговые центры.
«Студии, которые остались на российском рынке, не имеют возможности ни покупать дорогие блокбастеры, ни вкладывать большие деньги в маркетинг для того, чтобы был большой охват», — говорит Кутуев.
По словам эксперта, качественные фильмы в кинотеатрах будут всегда. Вопрос в их количестве, в маркетинговом бюджете, который на них тратятся, а также в политике кинозалов.
«Если мы возьмем, допустим, кинотеатр „Художественный“, то он всегда занимался своей аудиторией, он с ней общался, он строил диалог, и он ее не потерял. И аудитория кинотеатра „Художественный“, никогда не стремилась пойти именно в этот кинозал, чтобы посмотреть боевик или какую-то комедию. Я считаю, что это пример того, что если кинотеатр имеет свою маркетинговую стратегию, занимается удержанием целевой аудитории, то у него есть потенциал выживания, потому что он имеет свою фан-базу», — говорит Кутуев.
Кинотеатры в массовом сегменте, которые находятся в мультиплексах, пользовались трафиком торговых центров, не занимались своей аудиторией и в результате оказались на грани вымирания.