Posted 1 ноября, 11:35

Published 1 ноября, 11:35

Modified 7 ноября, 12:27

Updated 7 ноября, 12:27

«Не пьет, не курит, не сливает солярку»: как беспилотный транспорт меняет нашу жизнь

1 ноября 2024, 11:35
Какой беспилотный транспорт существует в России? Сколько миллионов искусственный интеллект может сэкономить фермеру? И готовы ли российские дороги к таким инновациям — в материале.

Иннополис — пионер беспилотного такси

В 2018 году Татарстан сделал важный шаг в сторону инновационных технологий — правительство республики и компания «Яндекс» подписали соглашение о развитии беспилотного транспорта в регионе. В рамках этого соглашения в Иннополисе создали тестовую зону. Так самый молодой город в России стал первым в Европе, где стало возможным воспользоваться беспилотником для повседневных поездок. Одним из первых прокатился в таком такси глава Татарстана Рустам Минниханов.

Беспилотные автомобили забирают пассажиров в специальных точках посадки, которые равномерно распределены по городу — до ближайшей придется идти не больше нескольких минут. Эти точки сконцентрированы в местах большого скопления людей — у жилого комплекса «Зион», университета, школы и технопарка.

Выбрали Иннополис в качестве площадки для тестирования по нескольким причинам. Во-первых, это один из центров российской IT-индустрии. Во-вторых, здесь есть полноценная городская инфраструктура: жилые кварталы, деловой центр, больница и магазины. В-третьих, в городе работает много молодых ученых, которые с интересом воспринимают новшества.

Беспилотники в сельском хозяйстве

Согласно опросу, проведенному в 2021 году в Иннополисе, пассажиры довольно быстро привыкли к поездкам без водителей. 93% респондентов отметили, что освоились всего за пять минут или быстрее. 3,5% сказали, что им понадобилось больше одной поездки для адаптации, столько же признались, что так и не смогли привыкнуть к тому, что за рулем авто никого нет.

Действительно, еще недавно машины без водителя мы могли увидеть разве что в своих фантазиях о далеком будущем, но теперь подобные технологии вошли во все сферы жизни. Прошлым летом роботизированные тракторы обработали почти 2,5 млн гектаров полей по всей России. Беспилотные трамваи в Санкт-Петербурге за два года перевезли 40 млн пассажиров, а беспилотные грузовики доставили 330 тысяч кубометров грузов.

«У нас первая беспилотная „Ласточка“ уже пошла по Московскому центральному кольцу, по трассе М-11 ходят беспилотные грузовики. В прошлом году запустили беспилотный паром „Генерал Черняховский“, который курсирует между Устюгом и Балтийском», — говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Игроков рынка наземных беспилотников можно разделить на три категории. Первые производят сам транспорт, их в России насчитывается около десятка. Вторые создают бортовое оборудование, третьи выпускают элементы умной инфраструктуры дороги.

Например, компания Cognitive Technologies разрабатывает системы искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств, в том числе тракторов и комбайнов. В условиях глобального кадрового кризиса, который затрагивает многие отрасли, роботизация становится необходимым решением, отмечает заместитель генерального директора Cognitive Pilot Николай Никольский. Профессия комбайнера или тракториста требует не только контроля за движением, но и управления целым рядом операций по севу, боронованию и уборке. Не каждый охотно идет на такую работу.

«Робот позволяет с сантиметровой точностью вести технику. В отличие от человека, он не пьет, не курит, он не ругается с женой, он не сливает солярку, поэтому он выполняет все свои операции одинаково точно», — говорит Никольский.

Для достижения минимальных потерь урожая отклонение от заданного курса не должно превышать одного сантиметра. Учитывая, что в страду смена комбайнера может длиться 12 часов, удерживать концентрацию крайне сложно. Робот же с такой задачей справляется легко. Но бывают такие ситуации, когда искусственный интеллект беспомощен, например, если забилась жатка, поэтому человек в кабине необходим. Тем не менее выгода очевидна: по подсчетам Ассоциации сельхозтоваропроизводителей, хозяйству размером до одной тысячи гектаров автопилот для трактора экономит более 2,5 млн рублей в год только на топливе и ресурсах.

Готовы ли российские дороги к беспилотникам

Готовность дорог — то, что сегодня препятствует более широкому внедрению беспилотного транспорта.

«Должна быть создана инфраструктура, с тем, чтобы грузовик двигаясь по трассе мог общаться с дорогой обо всех изменениях, которые там происходят, чтобы он мог в этом плане сопоставлять данные это касается конечно навигации на море и так далее», — заявил Катырин.

Для безопасного беспилотников необходимо не только знание своего местоположения с помощью спутниковой навигации, но и способность видеть условия на дороге. Для этого используют камеры, лидары и радары. Последние, например, сканируют пространство на предмет препятствий. Однако у таких приборов ограничен радиус действия — до 200 метров. Что происходит дальше, могут сообщить дорожные детекторы. Устройства оценивают расстояние до различных объектов, их скорость на дороге и принимают решения — тормозить, ускоряться или перестраиваться.

О том, скользкая ли, например, трасса, сообщают специальные метеостанции. Они способны различать дождь, снег, град, морось и туман, а также определять уровень концентрации реагентов, влажность и температуру дорожного полотна. Все это позволяет прогнозировать условия на конкретном участке дороги через несколько часов. Стоит такое чудо техники 4 млн рублей.

На сегодняшний день наиболее технологически оснащенными считаются платные трассы в Москве и области.

Определенные трудности создает и нормативно-правовая база для беспилотников.

«Допустим вот столкнулся грузовик с автомобилем. Возникают вопросы: кто за что отвечает, какова ответственность, каким образом это должно регулироваться, какие страховки, кто и куда может обратиться, в каких органах это разбирается», — говорит президент ТПП России.

По прогнозам минтранса, использование беспилотников позволит ускорить доставку грузов по трассе М-11 на 25% и уменьшить себестоимость перевозок на 15%. В будущем планируется обеспечить беспилотное движение грузовиков по Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД), а также из Москвы в Казань. К 2030 году включат около 19,5 тысяч км федеральных дорог. Это поможет решить проблему дефицита кадров, снизить издержки и освободить человека от рутинной работы.

Подпишитесь