Posted 7 ноября, 14:21

Published 7 ноября, 14:21

Modified 7 ноября, 14:23

Updated 7 ноября, 14:23

На словах сезон простой, а на деле… Что ждет казанцев зимой

На словах сезон простой, а на деле… Что ждет казанцев зимой

7 ноября 2024, 14:21
Казань ждет наступления зимы. И, судя по заявлениям чиновников, город к ней готов. Как минимум на словах. Редакция Inkazan вспомнила прошлые зимы и обещания, и попыталась разобраться, почему зима каждый год становится проблемой.

Кто понесет ответственность

В конце октября на деловом понедельнике городской исполком обсудил готовность Казани к зиме. Тогда стало ясно, что в городе вновь не хватает «зимних» рабочих, хотя для них даже создали отдельный отдел кадров и обещали «плюшки» в виде санаториев, одежды и даже жилья. Тогда же мэр Казани Ильсур Метшин поручил чиновникам готовиться к зиме уже сейчас.

«Лето прошло, все сани подготовлены. Но из того, что я слышу, коллеги… По-прежнему многие на расслабоне. Что, „снова двойка, ну и пусть, в понедельник и возьмусь?“ Снег как-нибудь сам растает? Не растает. Будет персональная ответственность. Есть вещи, которые вы могли сделать и не сделали — за это будете нести ответственность», — заявил Метшин.

Пока что главная мера в битве со снегом — повышение тарифа на содержание дворов, на уборку которых традиционно было много нареканий. Якобы это поможет создать достойные условия для дворников и привлечь их на работу. Но решение об увеличении тарифа принимают не власти, а жители многоквартирных домов на общем собрании.

После снежного апокалипсиса в зиму 2023–2024 годов мэр заявлял, что Казань планирует подготовить специальную программу, чтобы быть «во всеоружии» к следующей зиме. Январский коммунальный ад власти оправдывали тем, что, готовясь к зиме, город планировал уделить большое внимание качеству уборки тротуаров, так как именно на их содержание чаще всего жаловались горожане. Подрядчики приобретали малогабаритную технику, но природа распорядилась по-своему.

Тогда Метшин заявил, что ему стыдно за то, как Казань пережила последствия зимы. По его словам, за 25 лет работы мэром, 19 из которых прошли в Казани, никто не ожидал этого стихийного бедствия. Республика дважды вводила программу «Буран», но и это не решило проблему. Впрочем, стыдно мэрии бывает практически каждый год.

В 2022 году Казань тоже утопала в снегу. Власти водили горожан по экскурсиям, показывая, что они пытаются убирать осадки, но проблему это не решало. Так было и в 2021 году. Тогда в конце январских праздников в Казани выпала половина месячной нормы осадков. Мэрия такого снова не ожидала, о чем, в общем-то, и говорила за пару недель до этого.

Было бы желание

По мнению члена экспертного совета комитета по вопросам ЖКХ Совета Федерации Михаила Застелы, для нормальной уборки города у управляющих компаний должна быть техника, а у города — желание прибраться не только на центральных улицах, но и на тех, по которым подъезжают к домам.

«Это организационный вопрос. Управляющие компании должны иметь свою технику и уметь ей грамотно пользоваться, последовательно очищать свои территории, а город должен очищать не только центральные улицы, но и прилегающие к ним. Так народ будет удовлетворен состоянием», — заявил Застела.

На замечание корреспондента Inkazan о том, что это прописные истины, но, несмотря на это, каждый год случается коллапс, Застела ответил, что у него во дворе этого не случается.

«Управляющая компания периодически присылает трактор, который перебрасывает снег в палисадники. Когда уже некуда перебрасывать, раза 2 за зиму вывозят на самосвале. И проблем нет. Было бы желание», — сказал Застела.

По мнению депутата Казгордумы Алексея Серова, у снежных проблем Казани есть сразу две причины. Первая из них — недостаточный тариф. Его определяет не город, а Центр экономических и социальных исследований при министерстве экономики.

«Тариф не позволяет подрядчику выполнять свою работу так, чтобы это было качественно в период снегопадов. Раньше город мог выделять дополнительные средства на эту борьбу, но прокуратура посчитала эту практику незаконной и муниципалитет потерял этот инструмент», — заявил Серов.

Второй момент — это отсутствие прозрачности в работе подрядчиков. В публичном доступе нет информации о работе техники, хотя, по утверждению исполкома, вся техника оборудована GPS трекерами.

«Почему мы видим, когда приедет такси или автобус, а где находится ближайший снегоуборщик, мы не знаем. С ней было бы все прозрачно. Мэрия сказала, что работает 500 единиц техники, любой зашел бы в „Яндекс“ приложение и посмотрел, где конкретно работает, а пока остается только верить на слово», — рассуждает Серов.

На вопрос корреспондента Inkazan о том, как пройдет эта зима, депутат ответил, что все будет зависеть от уровня снегообразования. Если снега будет много — город опять встанет. При этом он обратил внимание, что граждане чаще жалуются не на очистку дорог, а на уборку тротуаров. А здесь полномочия также размыты.

«Я склоняюсь к тому, чтобы все обслуживание жилого сектора было под муниципалитетом, а не под какими-то непонятными УК и прочими, которые выполняют муниципальные функции, но на которые муниципалитет должным образом повлиять не может», — говорит Серов.

Сейчас, по словам народного избранника, единственный инструмент влияния города на УК и ТСЖ — штраф на дворника или саму компанию. Но коренным вопросом это не решает проблемы. Серов считает, что если управляющие компании будут муниципальными, то город сможет маневрировать среди своих ресурсов: если центр хорошо почищен, людей можно будет перекинуть в другой район. Сейчас если это территория УК, то любой, кто даст такое распоряжение, сразу будет под ударом всех контролирующих органов. Из-за этого уборка в городе неравномерная.

В чем проблема

Исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова в разговоре с корреспондентом Inkazan напомнила, что в Казани, как и во всех городах России, после зимы проводят весеннюю уборку улиц и затем приступают к подготовке к новому зимнему сезону. В конце сентября-начале октября во многих городах страны проходит смотр коммунальной техники и переоснащение на холодный период года.

По ее словам, для подготовки существуют регламенты, методические рекомендации и стандарты. Нередко главной задачей департамента по благоустройству является максимально эффективное распределение имеющихся ресурсов. Ни для кого не секрет, что во многих отраслях сейчас наблюдается кадровый голод, а в сфере содержания дорог и улиц он составляет порядка 30-45% в зависимости от региона — не хватает и водителей коммунальной техники, и дворников.

Еще одна немаловажная проблема — это дефицит бюджета. Выделение денег на содержание дорог и улиц осуществляется по устаревшим нормативам, которые не учитывают новые требования ГОСТов к уровню содержания городов, появление современных и более эффективных материалов и техники.

Также существует проблема с тендерами — это касается договоров на закупку техники, материалов для содержания дорог, комплексное обслуживание.

«Подрядчик по поставке противогололедных материалов и техники зачастую выбирается на основании более низкой закупочной цены, при этом комплексный подход совсем не учитывается. Что касается заключения договоров на обслуживание улиц и районов, то здесь тоже есть свои недостатки. В техническом задании часто не прописывается, сколько единиц техники должно быть у исполнителя, какими противогололедными материалами он будет производить обработку дорог и улиц. Кроме того, такие договоры заключаются всего на один год, что не позволяет потенциальным подрядчикам вкладываться в закупку новой техники и строить долгосрочные планы», — говорит эксперт.

Главные рекомендации по содержанию городских дорог и улиц в зимний сезон от Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта:

Во-первых, использование современных противогололедных реагентов, которые в отличие от песко-соляной смеси, полностью растворяются и не создают эффекта грязного снега.

Во-вторых, превентивная обработка поверхностей. Это поможет избежать налипания снега и формирования опасной наледи при переходе температуры через «ноль» и обильных осадках. Кроме того, такая обработка снижает расход ПГМ в разы.

В-третьих, применение различных видов ПГМ в зависимости от погодных условий. Например, при снеге и температуре до -16 градусов для очистки дорожных покрытий используются твердые или двухфазные реагенты, от -17 до -20 градусов — твердые с увеличенной нормой расхода в соответствии с инструкцией производителя. Если на улице температура воздуха — 20 градусов, то рекомендуется добавлять к реагентам фрикционный материал, например, отсевы дробления, мраморную крошку или их комбинированные смеси.

Если ожидается интенсивный ледяной дождь, то норма расхода ПГР увеличивается в два раза. До его наступления тротуары и дворовые территории нужно обработать комбинированными материалами, содержащими мраморную или гранитную крошку либо отсевы дробления с крупной фракцией от 1-5 мм. А во время ледяного дождя — провести дополнительную обработку проезжей части комбинированными или фрикционными материалами.

Усвоили ли городские власти «снежные» уроки, пройденные за последние годы, покажет эта зима. Но горожане уверены, что «мэрия уже в экстазе от предчувствия» непогоды.

Подпишитесь