Posted 11 ноября, 16:51
Published 11 ноября, 16:51
Modified 11 ноября, 16:53
Updated 11 ноября, 16:53
Днем в субботу, 9 ноября, в соцсетях поискового отряда «Лиза Алерт» появилась информация о пропаже 48-летней Жанны Хусаиновой. Женщину, одетую в темно-зеленую куртку и розовые сапоги-дутики, искали несколько часов, пока не появилась информация о ее гибели. Погибшая работала кассиром в «Пятерочке»: в этот день она ушла на работу, но до точки назначения не добралась, на звонки мужа не отвечала. Перед смертью она звонила в службу спасения, но помощь не подоспела вовремя. Ее тело с множественными следами укусов и оторванной ногой обнаружили в поле, через которое, считают местные жители, она могла сокращать путь до работы. У погибшей остался ребенок.
История вызвала большой резонанс в соцсетях. Жители поселков Самосырово и Константиновка писали, что не раз жаловались на терроризирующую их стаю собак, от которых приходится отбиваться, «ведя себя как звери». Замглавы исполкома Казани Искандер Гиниятуллин оперативно сообщил, что в 2024 году поступило два обращения. В обоих случаях животных нашли, а затем вернули на прежнее место обитания. Служба отлова, по его словам, не смогла попасть лишь на территорию производственной базы, хозяин которой якобы держит собак.
Туда, куда не смогли попасть ответственные за отлов собак, в день трагедии проникли местные жители. По соцсетям распространилось видео, на кадрах которого несколько женщин эмоционально кричат «Как вы будете жить с этим?» и обвиняют владельца базы в том, что он не кормит животных, из-за чего они нападают на людей. «Заживо сожрали женщину, ты ее сожрал, разводя этих диких людоедов!» — кричали собравшиеся. Хозяин базы обвинения отрицал. По его словам, животных в округе много, напасть на человека могли псы с других производственных баз.
Следком Татарстана возбудил уголовное дело по статьям об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, причинении смерти по неосторожности, а также халатности. В ведомстве сообщили Inkazan, что, согласно предварительному заключению, смерть женщины наступила именно из-за укусов животных. Однако официальную причину смогут назвать только после получения документов с детальными результатами экспертизы. Проверку начала прокуратура Татарстана, взяв ход расследования на контроль.
После резонансной трагедии реакция властей была молниеносной: с улиц поселка исчезли бездомные собаки, даже с базы, на которую ранее служба отлова не могла попасть, животных забрали при участии полиции. А в чат Telegram-канала городской мэрии посыпались жалобы уже из других поселков. Например, жители Авиастроительного района сообщали, что с началом стройки нового СИЗО их улицы заполонили собаки, которые должны были охранять объект, а по факту пытаются сожрать идущих на работу людей. Они предложили городским чиновникам пройтись по их улицам без охраны в надежде, что хотя бы это откроет глаза сотрудникам исполкома, и агрессивные животные исчезнут из Казани.
У Казани есть опыт одномоментного очищения практически всех улиц от бездомных животных: они пропадали в преддверии Универсиады и саммита стран БРИКС. В остальное время городские власти пытаются раздать животных из приютов в семьи в рамках акции «Лапа дружбы», проводят бесплатную стерилизацию домашних собак в поселках и надеются на помощь искусственного интеллекта. Параллельно с этим депутаты госсовета Татарстана годами решают, как быть с бездомными животными, и ни к чему не приходят или принимают меры, критикуемые экспертами. Но их внимание к проблеме объяснимо: собаки нападают на людей и в Нижнекамске, и в Альметьевске.
За отлов животных в Казани и ряде районов Татарстана отвечает ООО «Зооцентр». Работа компании вызывала вопросы зоозащитников, в частности, они заявляли, что замечали на улицах беременных собак с бирками, а пойманных псов якобы выпускали не на тех территориях, где их поймали, что могло стать причиной агрессии у животных. Сейчас, как сообщила Inkazan зампредседателя организации «Зоозабота» Майя Кренгель, компания работает нормально. «Зооцентр» действует по программе ОСВВ — отлов, стерилизация, вакцинация, возврат. Этот принцип обращения с животными принят в ряде регионов страны. Казанцы, впрочем, не всегда относятся к практике положительно. После трагической гибели женщины в Самосырово часть горожан потребовали от властей изолировать всех бездомных собак.
11 ноября редакция провела опрос среди подписчиков Telegram-канала «Inkazan | Казань и Татарстан», в ходе которого 1 101 человек ответили на вопрос «Что нужно сделать, чтобы сократить число нападений животных на людей?» Абсолютное большинство — 40%, или 440 человек — выбрали вариант «Агрессивных собак нужно подвергать эвтаназии». Сегодня законодательно умерщвлять собак разрешено в Бурятии, Астраханской области, Забайкальском крае и на Алтае. Следующим по популярности ответом в проведенном нами опросе — 33% голосов — стало «Нужно повышать ответственность владельцев животных, чтобы им было невыгодно выбрасывать их на улицу». Еще 26% заявили, что «Нужно выделять больше денег на создание приютов и организовать государственную службу отлова».
В соцсетях тем временем не утихают бурные дискуссии о том, что делать с бездомными животными. Мнения, как всегда в подобных ситуациях, расходятся. «Одно скажу, что если животное, в данном случае собака, попробовала вкус крови человека, то её нужно ликвидировать. Это уже людоед», — написала Юлия в Telegram-чате «Константиновка KZN». В той же беседе Елена Зевакина заявила, что «под этот ажиотаж попадут и пострадают и другие ни в чем не повинные животные», отметив, что на ее улице живут две собаки, которых кормят все жители улицы. По словам женщины, таких животных не удается пристроить, поскольку они дикие, но их «жалко очень».
«То, что делают сейчас люди, активно выражая негатив, это реакция людей на любую историю, связанную с собаками. Если бы вы писали о том, что открылся приют и там живут 1 000 собак, поверьте, люди бы все равно кричали, что лучше бы на эти деньги построили приют для бомжей или отдали деньги детям. Ситуация эта была всегда. Собаки раздражают людей всегда», — заявила в беседе с корреспондентом Inkazan Кренгель.
В начале октября 2024 года минюст Татарстана сообщал, что члены экспертного совета рассмотрели законопроекты о введении штрафов для владельцев собак. Далее документы направили на рассмотрение в Госсовет республики. Предполагается, что с 1 января 2025 года добровольная регистрация собак будет заменена на обязательную. А с 1 июля 2025 года за нарушение требований к содержанию животных, в том числе за отсутствие регистрации и самовыгул псов, будут введены штрафы. Для граждан они составят от 2 000 до 4 000 рублей, ответственность для юрлиц в релизе не прописана. Inkazan направил запрос в минюст с просьбой сообщить, предполагается ли она вообще. Когда ответ будет получен, редакция его опубликует.
И Кренгель, и депутат Казгордумы Алексей Серов, с которым говорил корреспондент Inkazan, сошлись во мнении, что все зло — от самовыгула, в результате которого на улицах появляются бездомные щенки. Поэтому, считает народный избранник, введение штрафов поможет регулировать ситуацию с увеличением численности безнадзорных животных. Сейчас законодательство предусматривает наказание для владельца собаки, который отправляет ее на самовыгул, только если пес кого-то покусал.
«Если мы говорим о том, как наводить порядок, нужно акцентироваться на двух моментах. Первое — это регистрация животных. Любое животное должно быть прочипировано или клеймено, чтобы можно было понять, кому оно принадлежит. Сейчас из-за того, что этого инструмента нет, тот же владелец базы может сказать: „Я эту собаку в первый раз вижу, она у нас не жила никогда“. И попробуйте следователю докажите, что эта собака реально проживала на этой базе. Второе — жесткая ответственность за то, чтобы собаки не были на самовыгуле. Если кто-то заводит собаку для охраны территории или чтобы ему было не скучно, он на этой территории собаку и должен содержать», — заявил Серов.
Впрочем, даже если законопроект, который грозится исправить ситуацию с ростом числа бездомных собак, примут, ответственность за регистрацию животных будет возложена на их владельцев. Гарантии, что каждый собаковод поступит добросовестно и чипирует питомца, нет. По крайней мере, до тех пор, пока этот питомец на кого-нибудь не нападет. Но и в этом случае, опять же, придется доказать, что животное принадлежит конкретному человеку. Так вопрос жизни и смерти в очередной раз упирается в человеческую сознательность, на которую мало надежд.