В нефтедобывающей отрасли трудятся представители разных профессий, которые работают «в полях» или решают административные задачи в офисах. Ниже разобрались, насколько сильно разнятся их зарплаты. Для наглядности решили разделить сотрудников на «работяг» и «начальников». К первым отнесли машинистов, бурильщиков, специалистов, операторов установок. Более глобальные задачи решают руководители проектов, подразделений или главы компаний.
В «Татнефти» оператор по добыче нефти и газа получает от 60 тысяч рублей за работу в Альметьевске. Ему нужно обходить, осматривать, проверять состояние оборудования, скважин, трубопроводов. При этом у специалиста может быть лишь удостоверение о профессии, с получением которого ему готовы помочь.
В Альметьевске за такие деньги предлагают трудиться не вахтовым методом — график 5/2 с плавающими выходными. Та же «Татнефть» берет специалиста на эту должность на нефтяном месторождении в Чердаклинском районе Ульяновской области, но максимально там можно заработать 65 тысяч рублей.
Согласно данным на сайте HeadHunter, АО «СМП-Нефтегаз» готово платить оператору по добыче нефти и газа не менее 65 тысяч рублей. Трудиться специалисту с опытом работы от 1 до 3 лет нужно на Сарапалинском месторождении Заинского района по скользящему графику.
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», «СМП-Нефтегаз» базируется в Альметьевске и существует с 2001 года. Руководителем фирмы числится Рамиль Комаров. За 2023 год компания заработала 11,2 млрд рублей при чистой прибыли в 342,2 млн рублей.
Также «Татнефть» ищет через HeadHunter главного инженера, который станет первым заместителем директора нефтегазового подразделения. Опыт работы у такого человека должен превышать шесть лет. Специалиста отправят работать с графиком 5/2 в город Элиста в Калмыкии, а платить будут от 170 тысяч рублей в месяц.
Те же операторы по добыче нефти и газа могут получать в Башкирии 44-50 тысяч рублей. При этом у специалиста «Башнефть-Добыча» должен быть четвертый разряд, а доход зависит от отдаленности района, в котором придется трудиться. Зарплаты руководителей компания не указывает, но у них 178 активных вакансий.
«Лукойл» в Пермском крае предлагает операторам от 59 тысяч рублей. Мастерам готовы платить от 220 тысяч рублей, но опыт у них должен быть от 3 до 6 лет, а работать придется вахтовым методом.
Отметим, что больший доход татарстанцам предлагают компании с негромкими именами. Например, бурильщик капитального ремонта скважин 7 разряда получит от 199 до 262 тысяч рублей за работу на компанию «РН-Сервис». Специалист должен быть готов к вахте (месяц — дома, месяц — на работе), но за это ему обещают надбавку, в том числе и северную. Трудиться придется на Ванкорском, Юрубчено-Тохомском месторождениях Красноярского края.
Значит, Татарстан предлагает обычным рабочим среднюю зарплату по стране, а то и больше. Но им, очевидно, выгоднее уезжать из республики и зарабатывать на вахтах.
Собеседеники Inkazan из числа «работяг» рассказали, что «все красиво лишь на бумаге». Якобы татарстанские компании уже давно не предлагают высокий доход сотрудникам на вахтах, из-за чего вынуждены справляться с текучкой кадров. При этом занимающиеся тем же фирмы из Башкирии или Оренбургской области, по словам собеседников, более конкурентноспособны на рынке труда.
«Почти пять лет ездил на север зимой, чтобы заработать деньги для семьи. Еще в ковидный год и после него работодатель платил не меньше 180 тысяч рублей в месяц, а иногда и больше. „Голодным“ считался месяц, когда объем выполненных работ страдал из-за погодных условий. Теперь же все равно, руководство существенно изменило порядок расчета зарплаты, а ежемесячный доход упал в 2-2,5 раза», — рассказал водитель бензовоза одной из нефтегазодобывающих компаний Татарстана.
В этом году мужчина перешел на работу в аналогичную фирму, но в Оренбурге. Он с иронией отметил, что коллеги у него все те же, оборудование то же, но зарплата значительно выше прежнего.
Молодых специалистов татарстанским компаниям удается привлечь к работе в основном после института. Часть абитуриентов заключают договор на целевое обучение, а потом, рассказывают источники редакции, они вынуждены идти работать за «гроши» или выкупать миллионные контракты с предприятием. Наш другой собеседник заявил, что вахты «убили почти все желание строить планы на будущее».
«Все зависит от графика: если ты уезжаешь на сезон, то о личной жизни можно забыть. Но все мои друзья в возрасте от 25 до 35 лет женятся, заводят детей, покупают квартиры. Они работают месяц через месяц, а их семьи происходящее устраивает. Могу сказать точно, что не все так радужно там, но выхода нет — зарабатывать нужно», — заключил молодой человек.
На условия работы жалуются и нефтяники, работающие на «Сургутнефтегаз», рассказывал портал «Муксун.фм». Сотрудники уверены, что им выдали просроченные подушки, которые следовало бы заменить еще 10 лет назад. У этой же компании проблемы с зарплатами — они не устраивают работников.
В Югре «Лукойл — Западная Сибирь» готов платить оператору по добыче нефти и газа лишь 40-45 тысяч рублей. Некоторые специалисты бегут от молодых и амбициозных руководителей, из-за чего компании не хватало до 20 слесарей.
Опрошенные нами эксперты и экономисты заявили, что не могут раскрывать данные по доходам нефтяников в Татарстане. Директор центра бизнес-планов Ирек Галямов отметил, что информация хранится под грифом секретности, а данные сервисов по поиску работы пишут для общего понимания ситуации в профессии.
При этом доходы нефтяников могут складываться из ежемесячных, квартальных или годовых премий, «13-х зарплат» и прочих мер поощрения. Чтобы зарабатывать больше, специалисты этой отрасли едут в отдаленные регионы, где есть северные и другие надбавки. Кроме того, после такой «службы» они получают льготы и могут выйти на пенсию раньше.
Гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова заявила, что раньше профессия нефтяника была более закрытой. Там платили большие деньги, давали соцпакеты и стабильность. Дополнительным бонусом был престиж в обществе.
Однако в 2022–2024 годах в отрасли резко вырос спрос на специалистов как для офиса, так и для выездов. Молодые люди готовы трудиться по указанным работодателем условиям ради карьерного роста.
Таким образом, желающие иметь гордое звание «нефтяника» и жить рядом с семьями должны быть готовы к зарплатам, равным средним по Татарстану. Предложения на рынке труда сегодня не самые скудные, но эксперты считают, что специалистов здесь недооценивают.
Средний класс вынужден справляться с кредитами, ипотеками и долгами, а потому мужчины и женщины едут за большими деньгами на север. Татарстанцы считают, что сегодня местные нефтяные компании занижают зарплаты вахтовикам.