После нападения на казанскую гимназию №175 в мае 2021 года проблема безопасности школ звучит практически на каждом крупном совещании. Но раньше речь шла о физической защите: тревожные кнопки, заборы вокруг учреждений, работа ЧОПов. Теперь депутаты решить искать проблему внутри самих школ.
Госсовет Татарстана внес в Госдуму законопроект об обязательном тестировании школьников на склонность к экстремизму или терроризму. Из пояснительной записки татарстанских парламентариев следует, что социально-психологическое тестирование необходимо для предупреждения их потенциального участия в экстремистской и террористической деятельности.
«Трагические случаи, к сожалению, свидетельствуют о распространении идей радикализма и насилия, целенаправленном вовлечении в экстремистскую и террористическую деятельность детей, являющихся наиболее уязвимой частью общества», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Татарстанские депутаты считают, что «тест на террориста» должен быть обязательным. Сегодня в республике таким методом уже тестируют школьников на употребление наркотиков. «Подловить» учеников пытаются внезапностью. Пока что число детей, участвующих в наркобизнесе, растет.
Раньше правоохранители жаловались, что родители зачастую отказывались давать согласие на прохождение проверки. В поисках экстремистов, мамам и папам слова не дадут. Кроме школ под проверки попадут и студенты колледжей и техникумов.
Авторы инициативы добавляют, что результаты тестов позволят «комиссиям по делам несовершеннолетних, центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психологам и педагогам-психологам образовательных организаций принимать меры по пресечению участия детей в террористической и экстремистской деятельности».
Какие именно должны быть вопросы в этом тесте, в документе не уточняется. Будет ли тестирование выборочным или все ученики попадут под одну гребенку, тоже не говорится.
Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец заявила «Коммерсанту», что речь идет о детях, которые уже испытывают сложности с законом или проблемы с адаптацией и учебой в школе. Также она добавляла, что под новый законопроект нужно разработать модель поддержки школьников, которые обнаружат склонность к противоправным действиям.
По мнению руководителя юридической группы Александра Бударагина, эффективность такого подхода вызывает сомнения.
«Предложение тестирования предполагает, что психологические маркеры экстремизма можно точно и надежно диагностировать в рамках школьной среды, но это крайне сложная задача. Существующие психологические инструменты не всегда позволяют объективно оценить такие сложные личностные черты», — заявил он.
Эксперт отметил, что в таком тестировании есть большой риск получить ложноположительные или ложноотрицательные результаты, так как у подростков личность находится в стадии формирования.
«Временные интересы или бунтарство могут быть ошибочно восприняты как тревожные сигналы. Данная инициатива хоть и направлена на решение важной проблемы, однако имеет значительные недостатки», — считает спикер.
Вместо того чтобы сосредотачиваться на тестировании, по мнению юриста, более эффективным подходом могло бы быть создание условий для позитивного воспитания, укрепления школьной среды и внедрения образовательных программ, способствующих формированию у детей здорового мировоззрения.
«Даже временная пометка в документах или обсуждение результатов в школе может навредить ребенку, вызвав изоляцию, насмешки или подозрения. Ребенок, который чувствует, что его считают „проблемным“, может подсознательно начать соответствовать этому ожиданию», — заключил спикер.
Идея тестирования школьников на склонность к экстремизму вызвала неоднозначную реакцию и у Георгия Габолаева, генерального директора юридической компании «Группа-А».
«С одной стороны, профилактика экстремизма в молодежной среде — важная задача, учитывая растущие риски радикализации. С другой стороны, такой подход несет значительные риски», — заявил он.
По словам эксперта, возникает риск психологического давления на школьников, что может вызвать недоверие к образовательной системе.
Но кроме «душевных терзаний», проверка школьников на экстремизм несет за собой и юридические последствия. Такое тестирование, по словам юриста, может нарушить право учеников на частную жизнь, а значит 23 статью Конституции. К тому же без четких правовых оснований и прозрачности методов тестирования такая инициатива может быть признана незаконной.
«Вместо тестирования стоит сосредоточиться на развитии образовательных программ по правам человека и культуре толерантности, подготовке учителей и школьных психологов, вовлечении родителей в профилактику негативных тенденций. Идея требует детальной проработки, чтобы избежать нарушений прав детей и не допустить негативных последствий», — заключил он.
Отметим, что республиканское министерство образования пока не ознакомилось с законопроектом. Госдума должна дать заключение на инициативу к 15 января. Возможно, что уже с 1 сентября школьникам придется доказывать, что их несносное поведение — это лишь подростковый бунт.