Posted 11 декабря, 14:08
Published 11 декабря, 14:08
Modified 11 декабря, 14:10
Updated 11 декабря, 14:10
Татарстан — не первый регион, где вводится запрет на работу мигрантов в ряде сфер. Ранее ограничения начали действовать в Калининградской, Калужской, Новосибирской, Тульской, Тюменской и Челябинской областях, а также в Югре, Якутии и Магаданской области.
В 2025 году перечень таких регионов может пополнить Татарстан. Меры в республике, как ожидается, коснутся 10 видов экономической деятельности:
В Татарстане, по данным МВД, на миграционном учете состоят более 97 тысяч иностранцев. Больше только в Москве и области, а также в Санкт-Петербурге. Чаще всего в республику приезжают граждане Узбекистана и Таджикистана.
«Охота» на мигрантов началась после теракта, произошедшего в «Крокусе». Силовые органы и депутаты обсуждают все более жесткие меры по отношению к иностранцам. Так, в Госдуме уже одобрили закон о запрете принимать в школы детей мигрантов, не владеющих русским языком. Отметим, что Татарстан был против него. Также активно обсуждается идея о запрете для мигрантов снимать жилье рядом со школами и детскими садами.
За это время в республике произошло сразу несколько массовых драк с участием мигрантов. Часть из них доходила до главы Федерального следкома Александра Бастрыкина. На мигрантов устраивали облавы и выдворяли из страны.
Каждый регион имеет право на ограничение деятельности мигрантов, но Татарстан долго этого не делал. В конце лета стало известно, что следком России рекомендовал главе республики Рустаму Минниханову запретить деятельность мигрантов в определенных областях.
Тогда в запретном списке фигурировали 18 сфер деятельности. Иностранцам хотели запретить быть курьерами, работать в сфере образования, здравоохранения, торговать и заниматься туризмом.
Но буквально спустя месяц в своем послании Госсовету республики Минниханов заявил, что ограничение количества мигрантов может усугубить экономическую ситуацию. Вместо полного запрета он предлагал упорядочить работу с иностранными гражданами, учитывая положительный опыт предприятий региона в этой области.
Федеральные власти тоже неоднократно заявляли, что мигранты — это потребность. Если страна хочет продолжать развиваться, то ей нужны рабочие руки. Об этом говорил и спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. Однако он не забыл и коррупции среди иностранных специалистов в регионе. Например, он говорил о взятках, передаваемых мигрантами сотрудникам ГАИ.
Ведущий научный сотрудник Лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН Сергей Гатауллин в разговоре с корреспондентом Inkazan отметил, что привлечение мигрантов на внутренний рынок труда является абсолютно нормальной и применимой во всем мире практикой. Более того, в свете набирающего популярность у зумеров тренда желания не работать, не учиться, или более понятным языком — тунеядства, этот инструмент уменьшения дефицита рабочих рук остается одним из немногих реальных.
«Однако использование этого ресурса во благо, а не во вред обществу должно сопровождаться комплексом эффективных регуляторных мер, направленных на строгое соблюдение мигрантами законодательства, создание системы поручительств на уровне работодателей и механизмов адаптации мигрантов и их семей», — заявил он.
Особое внимание необходимо уделять возможной коррупционной составляющей получения мигрантами разного рода разрешений. При этом, разумеется, приоритет при трудоустройстве должен быть у коренного населения, считает эксперт.
Экс-руководитель Федерации мигрантов России по Татарстану Ренат Ходжаев в разговоре с корреспондентом Inkazan отметил, что инициатива по ограничению сфер работы иностранных специалистов, нелогична, и ее принимают в силу идущих трендов.
Ходжаев напомнил, что руководство республики уже неоднократно говорило, что региону нужны добропорядочные мигранты, и от них Татарстан отказываться не собирается.
«Но, видимо, в силу тренда республика пошла на уступки, и часть профессий попадает под запрет. Но надеюсь, что этот негативный тренд пройдет, все наладится, и будем мирно жить и работать на благо нашей Родины».
Он отметил, что одна из запретных сфер — это такси, а сегодня в ней и так не хватает людей, и если мигрантам запретят работать в этой отрасли, то пострадают простые граждане, так как цена в такси зависит от спроса.
По мнению казанского экономиста Ирека Галямова, ограничение работы мигрантов — это защита национальных интересов Татарстана и России. Одна из главных проблем в том, что те деньги, которые они зарабатывают здесь, они тратят там.
«Конечно, работа жителей республики будет стоить дороже. Потому что у мигрантов цель хоть что-то заработать, поэтому они и сбивают цены и устраивают конкуренцию, но здесь открывается дорога тем, кто не мог найти работу до этого», — сказал он в разговоре с корреспондентом Inkazan.
При этом отметил, что некоторые вещи мигранты делают качественнее и дешевле, среди них — стройка, но эта деятельность остается «в их распоряжении».
Галямов добавил, что есть силовой метод влияния на миграцию — запретить работать через закон, а есть экономический метод. По нему, например, можно ввести для иностранцев повышенный НДФЛ или какие-либо дополнительные платежи. Сейчас мигранты стараются получить зарплату в конвертах, так как пенсию они получают в своих странах.
«Всякий прямой запрет приводит к обходным путям. Так возникает и коррупция, и повышение ценника из-за их дополнительных расходов», — заявил он.
Пойдут ли казанцы работать на места мигрантов, неизвестно, но на комментарий о том, что в Казани безработица составляет всего 0,2%, и рабочих рук в регионе не хватает, Галямов ответил, что далеко не все люди идут на биржу труда: проще самим искать работу, не предупредив об этом государство. А значит, что безработица гораздо выше, и желающие работать в стране есть. Устроят ли их эти зарплаты и условия труда — покажет время.