В Казани после двухлетней реконструкции открылось Горьковское шоссе, в которое вложили 27,1 млрд рублей. Три разворотные петли, эстакада, пять надземных и три подземных пешеходных перехода с лифтами — казалось бы, все, о чем только можно мечтать. Но что-то пошло не по плану.
Реконструкцией казанские власти попытались вернуть Горьковскому шоссе статус вылетной магистрали. И хотя улицу Краснококшайскую работы практически не затронули, жители именно этих домов «пострадали» сильнее всего, и именно на них вылилась прелесть автомобилизации.
С момента открытия дороги в чате Telegram-канала городской администрации горожане требуют вернуть светофор в районе дома №84. Из-за дорожных изменений жители не могут попасть на другую сторону дороги и сесть на автобус — переход на следующем перекрестке, до которого идти почти 1 километр.
«Машины как собирались на этом месте, так и собираются! Верните переход! К железному забору на следующий день поставили сетку высокую, чтобы отчаянные не перебегали и не перелазили. В морозы в обход идти с ребенком, в метель пожилым тоже, школьникам совсем неудобно! Для авто этот светофор ничего не решал, а для нас пешеходов — это было важно!» — гневно пишут казанцы.
Мэрия Казани в ответ лишь заявила, что понимает расстройство жителей. Но кто убрал переход, который не входил в проект реконструкции, не знает. За ответами исполком обещал сходить к заказчику и к проектировщику, а позже сообщить информацию.
Редакция Inkazan сделала тоже самое. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства нам заявили, что проект делало ООО «Дорстрой Комплекс». Он прошел государственную экспертизу.
«Заказчик работ АО „Татдортрансинвест“ сделал все в соответствии с проектом. Теперь это вылетная магистраль, в связи с этим дорожники убрали пешеходные переходы. Для безопасности пешеходов сделали подземные и надземные пешеходные переходы», — заявили нам.
Юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил, что делать вылетную магистраль в густонаселенном районе — это неправильное решение. Более того, по его словам, на «запутанность» шоссе уже жаловались автомобилисты.
«Получается, что проект был неправильно сделал или соответствующие знаки еще не поставили», — заявил он.
Казанский урбанист, пожелавший остаться анонимным, комментируя ситуацию вокруг перехода, заявил, что жителям необходимо активно участвовать в обсуждении проектов реконструкции улиц и зданий, которые затрагивают их повседневную жизнь.
«Ликвидация единственного удобного места для пересечения улицы вызывает серьезные вопросы. Пешеходные переходы — важнейшая составляющая инфраструктуры города, и они должны оставаться приоритетными наряду с автомобильными дорогами. Необходимо находить баланс между интересами автомобилистов и пешеходов, отдавая предпочтение последним, поскольку именно пешее передвижение остается основным способом перемещения внутри города», — заявил он.
По мнению спикера, власти, принимая решение об удалении пешеходного перехода, должны были предварительно обсудить этот шаг с местными жителями. Уведомление за несколько дней позволило бы найти альтернативу, устраивающую все стороны. Оставлять переход необходимо, ведь его единственное наличие не сильно повлияет на дорожное движение, зато обеспечит удобство и безопасность для пешеходов, включая мам с детьми и пожилых людей. Удаление перехода может привести к увеличению числа аварий, так как некоторые граждане будут перебегать улицу вне зоны безопасности. Сами водители никак не устанут, если постоят и подождут всего несколько минут, если в случае с пешеходами, которым и так бывает сложнее из-за снегопадов и сугробов с гололедом.
«Пешеходные переходы должны создаваться там, где это действительно необходимо для обеспечения безопасности и удобства пешеходов. Если переход активно используется и существует устойчивый поток людей, то его ликвидация не имеет смысла — он востребован, люди привыкли к нему и знают, что именно здесь они могут быстро и безопасно пересечь дорогу», — заявил он.
Депутат Казгордумы от КПРФ Алексей Серов в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил, что открытие Горьковского шоссе — это та история, когда бочку меда можно испортить одной ложкой дегтя.
«Само Горьковское шоссе — это хорошая, качественная вылетная магистраль, бессветофорная, с современными развязками. И вдвойне удивительно, что такие очевидные вещи, которые придут в голову любому здравомыслящему человеку, проектировщиками были забыты или криво реализованы. Конечно, это недоработки проекта, но каким бы проектировщик не был, хоть первокурсником, сверху него стоит масса ответственных лиц, и проект проходит кучу экспертиз. Куда они смотрели — это большой вопрос», — задался вопросом депутат.
При этом Серов назвал еще одну большую недоработку проекта. На дороге не выделили отдельную полосу для рейсового транспорта — метробусов к «Салават Купере», о которых неоднократно говорил город.
«Эта необходимость возникнет в любом случае, и придется опять строить, хотя все можно было реализовать в текущем проекте», — заявил депутат.
Что касается нынешней ситуации, то, по мнению народного избранника, решить ее может вызывной светофор. А в перспективе, когда у города появятся возможности, можно было бы построить подземный или надземный переход, учитывающий возможности маломобильных групп.
«Это сейчас там частный сектор, но эта территория предназначена под многоэтажное строительство. Многоэтажки уже замещают эти маленькие домишки, и количество пешеходов будет только расти. В ближайшей перспективе, чтобы снять негатив, можно просто поставить переход с кнопкой», — заявил он.
Но, судя по тому, что городские власти устанавливают поверх одного забора второй, речи о чем-то умном, вроде светофоров, в городе не идет.