Posted 28 декабря 2024, 08:21
Published 28 декабря 2024, 08:21
Modified 28 декабря 2024, 08:23
Updated 28 декабря 2024, 08:23
«Прежде всего стоит отметить, что, согласно статье 5 федерального закона (ФЗ) от 29 декабря 2012 года „Об образовании в Российской Федерации“, образование является правом каждого ребенка, однако в данном случае речь идет о дополнительных требованиях, касающихся знания языка государства. Это может быть оправдано необходимостью обеспечения качественного образования и социальной интеграции, но в то же время требует тщательной проработки и учета интересов детей», — говорит эксперт.
По словам Палюлина, введение таких ограничений может привести к ухудшению положения детей, не говорящих по-русски, что, безусловно, нарушает принцип равенства, закрепленный в статье 19 Конституции. Однако правительство подчеркивает, что данная инициатива направлена на повышение уровня безопасности и снижение уровня преступности среди мигрантов, что не может не вызвать интерес широкой общественности и юристов, порождая совершенно полярные мнения.
Эксперт отмечает: ранее уже проводились попытки регулирования вопросов, связанных с миграцией и правовым статусом иностранных граждан. Например, ст. ст. 15.1 и 37.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — закон No 115-ФЗ) требуют от мигрантов знания русского языка.
«В 2024 году Следственный комитет России провел расследование, выявившее массовые случаи выдачи поддельных сертификатов о знании русского языка. Стоит ожидать, что в сфере школьного образования возможны подобные злоупотребления», — говорит юрист.
По мнению Палюлина, подобные инициативы должны быть сбалансированными, чтобы не привести к маргинализации мигрантов или усилению стереотипов. Отчуждение детей мигрантов от российской культуры, создание искусственных языковых барьеров может содействовать созданию гетто, диаспор и еще большему сегментированию общества по культурным, языковым, национальным и религиозным признакам.
«Стоит также обратить внимание на опыт других стран, которые успели столкнуться с аналогичными проблемами. Так, в Германии и Швеции успешные языковые курсы для мигрантов стали неотъемлемой частью их интеграционной политики», — приводит пример эксперт.
Именно полноценное включение детей мигрантов в культурную и общественную жизнь российских школьников, глубокое погружение в языковую среду обычных классов и рассеяние школьников-мигрантов по разным классам и школам позволит сделать из них не «мигрантов в третьем поколении», а таких же россиян, как и те, которые родились на территории нашей страны, уверен Палюлин.
«Дети имеют свойство быстро учить язык, и квота в 1-3 мигранта на каждый класс позволит им быстрее стать россиянами», — заключил он.